История с гуманитарной помощью, присланной погорельцам в Рязанскую область и оказавшейся на свалке, продолжает активно обсуждаться в обществе. В отношении уже уволенной чиновницы, которая распорядилась выбросить груз, возбуждено уголовное дело за проявленную халатность. Однако все происходящее слишком уж похоже на поиск и наказание "стрелочника".
"Правда.Ру" уже писала о том, что чиновница Светлана Дардыкина, посчитавшая присланную из Новосибирска гуманитарную помощь погорельцам ненужным хламом, уволена с работы.
Более того, против нее возбудили уголовное дело по статье "халатность" (ч. 1 ст. 293 УК РФ). "Следствием установлено, что 12 августа 2010 года в село Тарадеи Шацкого района прибыли два большегрузных автомобиля с гуманитарным грузом от жителей города Новосибирска и коллектива общества с ограниченной ответственностью "Байт-Транзит-Континент" для лиц, пострадавших в результате природных пожаров. Часть поступивших вещей была направлена в поселок Свеженькая, а оставшаяся - размещена для хранения в спортивном зале в селе Тарадеи. С 19 по 23 августа 2010 года по указанию злоумышленницы вещи, находившиеся в спортивном зале, были вывезены на свалку с целью утилизации как пришедшие в негодность", — вот что следует из сообщения пресс-службы СКП в Рязани.
Интернет, особенно блоги, заполнился гневными возгласами — да как так можно! как посмела! почти кощунство! Губернатор Рязанской области Олег Ковалев назвал происшедшее "безобразием и верхом цинизма".
А все ли так просто? Что-то слишком "картонная" схема получается.
Одно из стандартных сообщений по теме:
"40 тонн гуманитарной помощи, которую в Рязанскую область доставили полтора десятка грузовиков, так и не дошли до конечных получателей — погорельцев из деревни Свеженькая. Одежда, обувь и другие необходимые для пострадавших людей вещи были свалены мертвым грузом в силосной яме около села Тарадеи Шацкого района".
Читайте также: Что получается в итоге. И в каких суммах
А вот, например, заметка с мест, от RZN.info:
"Установлено, что гуманитарная помощь, поступившая из Новосибирска напрямую в Шацкий район для погорельцев деревни Свеженькая, была отсортирована, и бывшие в употреблении вещи решением местного центра социального обслуживания сгружены в силосную яму".
Гм… Как-то странно. Все же что было? Либо 40 тонн вещей, которые привезли полтора десятка грузовиков, были цинично вывалены в силосную яму, либо вещи были все же приняты, отсортированы, а выброшен неликвид?
По другим же источникам, в Шацкий район привезли лишь 15 тонн "гуманитарки".
То 15 тонн, то 40. То два грузовика, то полтора десятка. Прямо по анекдоту: "все правильно, только не сто, а двести, не в бильярд, а в карты, и не выиграл, а проиграл…"
При этом некоторые пишут о том, что среди вещей была бытовая техника — вплоть до DVD-проигрывателей, и что она куда-то делась. При этом местные чиновники разводят руками — мол, ничего не знаем, документы все утеряны, а те, что есть, содержат лишь "куча всего, много" без уточнений.
Конечно, любой, кто интересовался уголовным правом на практике или хотя бы читал детективы, слышал поговорку "врет, как свидетель". Но как-то уж совсем концы с концами не сходятся.
Еще один нюанс: очень уж выборочно падает начальственный гнев. Сняли начальника областного управления социальной защиты, ее трех замов и директора социального центра. Затем, как уже говорил, вмешалась прокуратура…
Читайте также: Рязанская область. Свежая травка на пепелище
Практически все волонтеры, работавшие на пожарах, отмечали неспособность местных властей хоть что-то наладить и сделать организованно. Конечно, если все нормально, об этом вряд ли будут писать. А вот о том "как все ужасно" — обязательно будут. Так что я не говорю, что плохо было абсолютно везде. Но пунктов хранения и сортировки помощи не хватало, пострадавшие даже не опрашивались об их нуждах — что кому-то в голову взбредет, то и привезут, и т. д.
Процитирую LJ-юзера nemolodoj:
"Навесь район десять погорельцев. Десять пенсионеров. …
Сегодня я звонил Татьяне Петровне [обвиняемая — А. Б.]. Сказала, что жители еще приходят и свои, и с мордовской стороны, что-то отбирают из гуманитарки. Успокоила, сказав, что из привезенного мной, почти ничего не осталось. Все нужное было. Да у нас и одежды мало было в грузе. Я перед сбором пожертвований предупреждал воскресенцев, что одежда не нужна.
А после нас в Шацк эту одежду фурами везли. Ну, куда она могла попасть, как не на помойку?!
Игрушки и вещи детские им везли. А среди погорельцев только пенсионеры.
Вот представьте, что Вы копаетесь в контейнере с секонд-хэндом. Что-то отберете нужное, а от чего-то откажетесь, хоть оно и дармовое. Ну, хоть человек и распропогорелец, но не перетащит он к себе домой целый Камаз вещей! Пусть они новые, хорошие, но не нужны они ему дома.
А в Шацк везли и везли! Фурами!
Забиты были все сколько-нибудь годные под склады помещения. Забили спортзал в сельской школе.
К первому сентября спортзал надо было освободить".
Более того, далее ситуация становится еще интереснее:
"Собралась комиссия, чуть ли не из двадцати человек. В нее входили госпожа Купцова — и. о. главы администрации города Шацка, и господин Боронтов — глава Тарадеевского сельского округа. И эта комиссия, а не Светлана Дардыкина, приняла решение о вывозе кучи "добра" из школы на площадку для силоса. А, куда, простите, её вывозить?"
Так что не знаю, как у вас, а лично у меня сложилось впечатление, что попросту нашли "стрелочника".
Даже если не учитывать свидетельство о наличии комиссии (которая, возможно, не была официально оформлена, а просто собралась по ходу), у чиновника такого ранга просто нет полномочий принимать соответствующие решения. Посылают-то помощь "сверху", при этом все, что касается пожаров, находится под особым контролем.
Элементарное нежелание чиновников всех уровней работать нормально — вот, как это объяснить.
Читайте также: Мародеры на пепелищах
Надо бы сначала командировать людей в пострадавшие районы, выяснить лично у погорельцев, что им конкретно необходимо, списки подать "наверх". Вещи же рассортировывать заранее и присылать их целенаправленно (вплоть до размеров одежды и обуви!), а не многотонными фурами.
А так, как было в Шацком районе, вообще не представляло помощи — ну, привезли много тонн всего, свалили в кучу. Как теперь пострадавшие доберутся до нее, чтобы выбрать себе что-то? Сколько надо рыться в том, что не рассортировано? Или предполагалось эти тонны разложить по объему в мешки и выдать каждому по мешку — что кому достанется, меняйтесь потом?
Я уж молчу о том, что все это надо, по идее, документировать, а действительно непригодное (такое все же приносят некоторые) и совсем неподходящее (типа туфель на шпильках) — отсортировывать и отправлять под роспись либо на утилизацию, либо туда, где это может пригодиться.
Как говорил персонаж известного фильма: "Тут не трубы надо менять, а всю систему". Не буду гадать, виновата ли попавшая под суд чиновница или же она делала что могла, и просто была назначена виноватой. Суть именно в том, что госчиновники, которые в теории должны заботиться о народе, заботятся исключительно об отчетности, показушных акциях и т. д.
Куда удобнее свалить всю вину на одного "стрелочника", чем разбираться в том, что произошло — слишком многие окажутся виноваты, что будет наглядной иллюстрацией непригодности как минимум сектора чиновничьей синекуры. А из этого очень легко экстраполировать и на всю систему.
И последнее. Знаете ли вы, что количество госслужащих в РФ растет с такой скоростью, что если будет продолжаться теми же темпами, то лет через тридцать чиновниками должны стать все трудоспособные россияне? Интересно, кто тогда будет работать…
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.