Как обогнать афериста в кредитном авто

Министерство финансов РФ предложило очередной законопроект — "О регистрации уведомлений о залоге или ином обременении движимого имущества". Направлен он на уменьшение количеств мошеннических сделок в виде перепродажи движимого залогового имущества, а именно — автомобилей.

Дело в том, что кредитный договор на автомобиль содержит стандартное условие — заемщик должен после постановки на учет автомобиля предоставить через несколько дней техпаспорт в залог.

Вот эти несколько дней и играют роль.

Автомобиль-то зарегистрирован на владельца, и на машине не написано, что она куплена в кредит. Собственность как собственность — и ее можно успеть продать за эти несколько дней. Тем более, что обычно нет каких-либо штрафных санкций за задержку, и вполне можно отдать документ через месяц-другой. Да и вообще — никто не мешает быстренько "потерять" техпаспорт, оформить в ГИБДД новый, а затем не спеша продать автомобиль по дубликату.

При этом современные реалии таковы, что описанной схемой мошенничества могут пользоваться не только профессиональные аферисты, но и рядовые обыватели. Финансовый форс-мажор — и выплаты по кредиту становятся нереальным бременем. Тут и приходит в голову разное…

По разным оценкам, доля таких сделок составляет примерно 5 процентов от общего количества кредитных операций с автомобилями. А если кредит имеет просрочку, то вероятность утраты залога существенно возрастает.

После выяснения факта мошенничества банк вынужден разыскивать залог — т. е. автомобиль. И, если это удается, то человека, купившего у проходимца транспортное средство на вторичном рынке, ждет неприятный сюрприз: с вновь приобретенной машинкой придется попрощаться. Конечно, не то, чтобы совсем автоматически, а через суд — но судебное решение практически предопределено. Сделка-то признается недействительной согласно закону.

Если рассуждать юридически, то становится понятно: в действующих нормативных актах есть большая "дыра". Арбитражные суды, занимающиеся подобными тяжбами, исходят из того, что процедуры какой-либо регистрации залога движимого имущества не существует в принципе. Суды же общей юрисдикции, которые разбирают дела о мошенничестве, мыслят в другой плоскости — и считают, что раз нет государственной регистрации залога, так и не о чем говорить. Дескать, на "нет" и суда нет.

Фото: AP

Но банк, хоть и с задержкой, свое получить имеет шанс (впрочем, в каком состоянии будет машина — тоже вопрос), а вот "вторичному владельцу" в качестве утешения остается лишь право разыскивать продавца и требовать у него возврата денег. Что затруднительно как в случае с профессиональными мошенниками, так и в случае, если кредит на авто был "замылен" вынужденно, из-за финансовой нужды, хотя и по разным причинам.

Читайте также: Водители остались без прав на "нечитаемый" номер

Надо сказать, что банки, стремясь выдать кредит, практически не проверяют платежеспособность заимодавцев. Видимо, они считают, что залог, т. е. автомобиль, в случае чего разыщут судебные приставы, а вот проверять данные клиента — это "впустую" тратить ресурсы. Бизнес, ничего личного. Просто выгоднее, чтобы была лазейка мошенникам: и кредитов больше выдается, и ущерб ложится не на банк, а на третьих лиц.

Новый законопроект предполагает использование центральной базы данных, которую будет поддерживать Центробанк.

Интересно, что этот документ — не первый на подобную тему. Со схожим предложением выступала Ассоциация региональных банков России: предлагалось ставить специальную отметку в техпаспорт. Аналогичный проект вносила и Региональная общественная организация содействия правовой защите граждан. В обоих случаях чиновники проигнорировали инициативы.

Это меня не удивляет — слишком многое в России сейчас делается так, чтобы облегчить жизни преступникам. Скажем, понятный каждому пример: если издать закон, по которому ввести строгую ответственность за продажу краденых мобильников, и обязать сотовых операторов отключать украденные аппараты (такая возможность есть, поскольку каждый телефон обладает уникальным идентификационным номером, определяемом при подключении к сети), то подобные кражи станут бесполезными и, соответственно, прекратятся. Но такой закон не вводят (хотя во многих странах Европы данная система действует) — почему? Вот то-то же.

А тут — даже читать радостно. Хотя я бы предложил еще более радикальное решение проблемы.

Давно замечено, что автомобиль — это куда чаще не средство передвижения, а средство раскидывания пальцев веером. Мол, я такой крутой, у меня новенькая иностранная бибика!

Читайте также: Берегись автомобиля и... пешехода

Вот и берут кредиты, не особо утруждаясь обдумыванием вопроса "как за это платить". Особенно если что-либо случится с постоянным доходом. Как говорится — понты дороже денег.

Особенно это видно на дороге — чем дороже автомобиль, тем сильнее человек за рулем считает, что ему все вокруг должны делать три раза "ку" и уступать дорогу. Это уже не средство передвижения, а чувство собственной важности в кредит получается.

Так вот, очень легко сделать так, чтобы о мошенничестве и речь не шла, и при этом автокредиты брались только в том случае, когда они действительно нужны.

Все просто: берем кредитный автомобиль и цепляем к нему специальные номерные знаки с пометкой "кредит". Желательно крупными и яркими буквами. Выплатил кредит — смело меняй знак на обычный.

Фото: AP

Вот и не до понтов уже: всем сразу видно, что ездишь взаймы. И автомобили люди будут подбирать под свои реальные доходы, и выплачивать кредит постараются как можно быстрее.

Однако — не пройдет такой ход, увы. Поскольку машин будет продаваться значительно меньше, чем методом "в кредит без первоначального взноса". Да и банки отнюдь не хотят, чтобы им возвращали кредиты досрочно — хотят заработать на проценте.

А жаль, идея-то вроде хорошая…

Читайте все самое интересное в рубрике "Жизнь".

Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.

Автор Андрей Борцов
Андрей Борцов — российский публицист, автор Правды.Ру
Обсудить