Недавно ГИБДД Москвы отчиталось: за последний месяц за неправильную парковку было оштрафовано более 170 тысяч водителей.
Стандартных реакций две.
Со стороны чиновников, в т. ч. от ГИБДД: "Ура, отчитались!"
Со стороны водителей — разнообразно, но в целом нецензурно.
А вот если подумать, то реакция должна быть третья… Помните, что такое "потемкинские деревни"?
Это, проще говоря, показушные мероприятия, предназначенные для услаждения взора начальства, и при этом бесполезные с практической точки зрения. Несмотря на то, что оригинальная история про графа Потемкина, который якобы выстроил декорации по пути следования Екатерины II и даже перегонял единственное стадо, выдавая за разные, — миф (приписывается саксонскому дипломату Гельбигу), метафора прочно вошла в русский язык.
Читайте также: Взятку в ГАИ приравняли к "упущенной выгоде"?
Так вот, все эти стотысячные оштрафованные очень напоминают ситуацию с "потемкинскими деревнями". Нет, их, конечно, на самом деле оштрафовали. А вот результативность подобной акции вызывает, мягко говоря, сомнение…
В чем суть проблемы?
Все просто: в настоящее время из-за небольших штрафов водителям de facto можно не обращать внимания на место парковки. Ну, оштрафуют. Максимум — 300 рублей. На платной стоянке зачастую как минимум не дешевле.
Так что москвичи паркуются разнообразно и с выдумкой, часто занимая второй ряд движения, а особо альтернативно одаренные — и третий, в результате чего проехать мимо становится явно нетривиальной задачей. О такой мелочи, как стоянка на тротуаре, никто и не вспоминает, наоборот — считают паркующихся с таким нарушением заботливыми, чуткими индивидами: пешеход может обойти машину на тротуаре без проблем, и она не мешает проезду. Пешеходы даже не возмущаются, прекрасно понимая ситуацию.
Конечно, те, кто паркуется на "зебрах", остановках общественного транспорта, одобрения не вызывают, — но куда деваться-то?! Особенно в центре, где дороги с двумя полосами движения превращаются в однополосные, так как правый ряд — это спонтанная парковка.
Подавляющее большинство автомобилистов годами паркует свои машины с нарушениями ПДД и будет делать это впредь — можно честно сказать, что недавний рейд — это лишь разовая акция.
В марте этого года Мосгордума внесла законопроект (еще не принят) об увеличении штрафов за нарушение правил парковки в несколько раз, планируя довести их до тысяч рублей.
Впрочем, местами такие штрафы есть и сейчас — согласно КоАП г. Москвы, статье 4.41, "Размещение транспортных средств на территории, занятой зелеными насаждениями, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей".
Недавно я сам писал статью, где выступал за увеличение штрафов за нарушение ПДД. Честно — о парковке я не подумал. Одно дело — проезд на красный свет, обгон справа, пересечение двойной линии и прочие действия, серьезно увеличивающие вероятность дорожно-транспортных происшествий.
Но парковка… А куда встать-то?! Вот честно?
Да, машины мешают. И другим автомобилям, и проезду спецслужб (сразу вспоминается пожар в здании банка несколько лет назад, когда пожарные машины не могли подъехать достаточно близко, и в результате погибли люди).
Но парковаться-то где?
Просто запретить — так уже запрещено. Поднять штрафы — люди озлобятся, и будут правы: нельзя все решать запретительными мерами, особенно когда нарушения вынужденные, а не обдуманно асоциальные.
И дело даже не в "почему ему можно, а мне нельзя" — пусть преимущество останется лишь у машин со спецраскраской (а не мигалками и "блатными" номерами!) — скорой помощи, МВД, пожарных. Не поможет — их слишком мало, ситуация останется в том же виде.
Сделать систему пропусков в центр? Их радостно начнут подделывать и продавать.
Всякие хитрые системы (есть в некоторых странах) вида "по четным числам ездят те, у кого номера четные, а по нечетным — те, у кого нечетные" не пройдут по той же причине, что и пропуска. Наоборот — многие купят вторую (или используют уже имеющуюся) машину, и станет еще интереснее.
Есть, конечно, идея, потрясающая своей оригинальностью — понастроить парковок. Вот только их практически нет и в ближайшее время не предвидится. А если где и есть, то стоимость места там такова, что куда логичнее оставлять автомобиль у подъезда.
Не буду мудрствовать, скажу честно: я не знаю рецепта, как решить эту ситуацию "с ходу".
Зато я четко понимаю другое: сначала надо разработать принципиальную схему решения проблемы, потом ее осуществить, а уж потом, когда будет реальная возможность не нарушать правила, строго штрафовать за их нарушение.
А иначе — это не решение проблемы, а так — "потемкинские рейды".
Читайте все самое интересное в рубрике "Жизнь"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.