Свой кодекс в чужом монастыре

Столичная мэрия решила создать "Кодекс москвича" — документ, в котором будут прописаны правила жизни в городе. Речь идет не о российских законах, а о том, какие национальные привычки приезжающих в Москву здесь неприемлемы.

Председатель комитета межрегиональных связей и национальной политики Москвы Михаил Соломенцев так изложил идею: "Пока существуют неписаные правила, которых обязаны придерживаться жители нашего города. Например, не резать барана во дворе, не жарить шашлык на балконе, не ходить по городу в национальной одежде, разговаривать по-русски… А в ближайшее время мы хотим разработать свод правил, которые помогут быстрее освоиться приезжим, которые остаются в Москве на постоянное место жительства. Разработку их мы предложили начать московским диаспорам. Когда получим их предложения, пригласим ученых, и в итоге будет выработан, образно говоря, Кодекс москвича. Приезжает человек, а ему земляки дают книжку: посмотри, почитай, что здесь принято, а что не принято".

Пока что инициатива встречена в штыки: некоторые правозащитники и сенаторы сразу высказались против. Вот, например, мнение директора Московского бюро по правам человека Александра Брода: "Идея с кодексом кажется мне искусственной. Думаю, этот документ не будет восприниматься всерьез, и не будет иметь никакого прикладного значения. Говорить, что у нас только русская культура, только русские православные ценности — я считаю, это не соответствует действительности, это необъективно, дискриминационно. Россия — многонациональное государство… Лучше сосредоточиться на профилактике расизма, ксенофобии путем активной работы правоохранительных органов, воспитания, образования граждан".

Читайте также: Что ищут иностранные наемники в России?

Похожее мнение высказал член Совета Федерации Юрий Воробьев: "Я к этой идее отношусь крайне отрицательно. Каждый россиянин, будь он татарин, башкир или осетин, имеет право говорить на своем родном языке, придерживаться своих национальных традиций, где бы он ни находился, в том числе и в Москве. Другое дело, есть вопросы этики, например, по поводу того, что нельзя резать баранов во дворе или же жарить шашлыки на балконах. Но здесь московским властям надо вести разъяснительную работу". Другой сенатор Зияд Сабсаби: "Вреда принятие такого кодекса принесет гораздо больше, чем пользы".

Но не будем торопиться обвинять мэрию Москвы в нетерпимости. Подчеркну, что начать разработку Кодекса предложено лидерам диаспор, им виднее, что советовать землякам. Во-вторых, Кодекс будет сводом рекомендаций, советов, а не юридическим документом.

Фото: AP

В-третьих, необходимость в таком просветительстве назрела давно. Например, в прошлом году всю Москву поразила кавказская свадьба, участники которой стреляли в воздух из машин, проезжая по Садовому кольцу. Да, на Кавказе принято в праздники стрелять. Но в Москве это вызывает шок. В-четвертых, Кодекс еще не готов, и, судя по планам мэрии, его ждет масса обсуждений.

И вообще — будет этот Кодекс или нет, — неизвестно. Важнее другое: мне представляется, что московские власти сделали принципиальный выбор, и сделали его верно. Речь идет о двух концепциях проживания мигрантов за рубежом, распространенных в Западной Европе.

Первая — концепция совместного существования разных культур. Это значит, что живущий, скажем, во Франции араб-мусульманин имеет право на группу жен, на то, чтобы они ходили в паранджах, он не обязан знать французский язык, он признает законы шариата и игнорирует местные законы… Эту концепцию поддерживают либералы, борцы за толерантность без границ: мол, если француз (немец, англичанин) живет дома, как он привык, значит, и приезжий араб (африканец, турок) может вести себя, как принято в его стране. И все будут счастливы.

Хотя сторонники этой концепции до сих пор ее защищают, уже ясно, что она оказалась не только ложной, но и опасной. В Париже, причем не далеко от центра, я ходил по кварталу, где вечером были только африканцы, в основном в национальной одежде, и говорили они, как правило, на своем языке. А в некоторые арабские кварталы того же Парижа, мне не советовали заходить даже днем — настолько велика там преступность.

Подобные кварталы уже возникли в десятках городов Западной Европы. А в Англии уже есть города, где большинство жителей — приезжие из Пакистана и Индии. С учётом их мнений кое-где в офисах сотрудникам запрещаютпоздравлять друг друга с Рождеством — а вдруг мусульмане обидятся?

Жизнь показала, что "совместное проживание" по разным правилам ведет к конфликтам. Известно, что действия вызывают противодействие. Увы — не всегда разумное. И вот уже в ряде кантонов Швейцарии запретили строительство минаретов, а кое-где девушкам-мусульманкам запрещено ходить на учебу в хиджабах, то есть платках, закрывающих волосы. Чего плохого в минаретах и платках — понять не могу. Минареты, как правило, очень красивы, а хиджабы ничем не хуже косынок или бейсболок. Но такова реакция на наступление мигрантов.

Фото: AP

Вторая концепция отношения к мигрантам заключается в том, что они должны жить по законам страны, куда приехали. Изучать ее язык, культуру, традиции, одеваться и вести себя так, как принято в этой стране. Ассимилироваться. Стремиться реально стать "французом арабского происхождения" или "немцем турецкого происхождения", а не арабом, живущим во Франции или турком, живущим в Германии. Уважать страну, в которую приехал. Тем более, что в подавляющем большинстве случаев она тебя не звала — сам пришел. И будь любезен — не ходи "со своим уставом в чужой монастырь", как гласит русская пословица. И, судя по всему, именно такой путь выбрали власти Москвы.

А сейчас я скажу вещь, которая в глазах либералов-правозащитников сделает меня монстром: я поддерживаю лозунги "Франция для французов" или "Германия для немцев". Их считают чуть ли не фашистскими, расистскими, но подумаем — а для кого еще Франция, Германия и т. д.? Для русских, арабов, китайцев? Только под этим лозунгом можно сохранить национальную идентичность страны — ее язык, культуру, традиции. Сохранить нацию.

Читайте также: На гастарбайтеров посмотрят сквозь пальцы

Но надо сделать важную оговорку, которая лишает этот лозунг расистского оттенка: люди других национальностей имеют право жить в стране как равные с коренным населением. Они могут исповедовать свою религию, изучать свой язык, отмечать свои праздники в своих национальных одеждах. В католических странах мы можем увидеть и мечеть, и православную церковь, и синагогу — и это правильно. Но их прихожане должны уважать обычаи католической страны, если уж они в неё приехали. И не настаивать на своих исключительных правах, основанных на национальности.

Ведь на самом деле народы очень разные. Для примера напомню о двух недавних шокирующих историях. По законам Финляндии, оказывается, мать не считается родственницей дочери (!) и не имеет права жить с ней! Поэтому 82-летнюю тяжелобольную Ирину Антонову хотели выслать из Финляндии, где живут ее дочь и зять-финн, который трогательно ухаживали за тещей. Выслать на родину, где у нее нет никого! По-моему, это просто зверство.

И еще оттуда же: у женщины русского происхождения отобрали 9-летнюю дочь, за то, что мать не дала ей шоколада перед обедом! Глупышка пожаловалась (по злобному совету разведенного с мамой отца-финна), и ее тут же отправили в приют. Оттуда она сбежала к маме, но ее снова отобрали, а матери пригрозили уголовным преследованием за похищение (!) дочери! Бред! И всё это — в цивилизованной Финляндии, где живут, казалось бы, такие милые финны — добродушные, гостеприимные, любящие выпить, как и русские… Почти родня! Нет, выходит, неправильно мы думали о финнах с их странными для нас правилами жизни… Чужой "монастырь".

Но вернемся в Москву. Она всегда была многонациональной. Когда я, москвич в пятом поколении, учился в школе, в классе обязательно были и татары, и евреи, и армяне, и грузины, и дети других национальностей. Но все мы были москвичами. И нас, ребят с нерусскими фамилиями, никто за это не обижал. Мы все жили по одним правилам, потому что были воспитаны одинаково — по-советски, по-московски.

Сейчас ситуация изменилась. В Москву хлынуло множество людей со всех концов не только России, но и СНГ, да еще из Китая, Вьетнама… К сожалению, не все обладают даже минимальным уровнем культуры, многие практически не знают русского языка. Они приносят с собой правила жизни китайских деревень, кавказских аулов, киргизских пастбищ, азербайджанских сел… Но ведь должен же кто-то объяснить им, как жить в Москве? На участковых надежды нет. А если этим займутся уже "омосковленные" мигранты — это будет хорошо.

Самые интересные новости читайте на главной странице

Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.

Автор Георгий Вирен
Георгий Вирен — журналист, внештатный автор Правды.Ру
Обсудить