В последнее время все больше европейских мужчин при разводе изъявляют желание самостоятельно воспитывать собственных детей, а не возлагать эту ответственность на бывших жен, как было принято прежде. Что же, в конце концов, женщины сами боролись за равноправие — так почему бы им не поделиться родительскими функциями с противоположным полом?
Суд в данном случае уже перестал однозначно склоняться на сторону матерей, понимая, что все зависит не от половой принадлежности, а от каждого конкретного человека. Тем не менее, многим отцам априори недостает банального умения обращаться с детьми, и это может стать препятствием для получения опеки. Поэтому в Европе набирает популярность новое направление педагогики — курсы отцов-одиночек.
На них принимают не только тех мужчин, которые собираются после развода взять на себя воспитание детей. Многие ученики — это счастливые мужья, не планирующие расставаться с женами. Им просто хочется уделять больше времени и внимания своим отпрыскам, и они хотят возиться с ними по всем правилам.
"Традиционные гендерные роли в семье давно вышли за прежние рамки и перестали быть однозначно материнско-женскими и отцовско-мужскими. Почему бы отцу не взять на себя материнские обязанности, если жена много работает, а он, наоборот, львиную долю времени проводит дома? Главное, чтобы папаша в таком случае знал, как обращаться с детьми", — объясняет психолог Тони Рей.
Читайте также: "Потомственные" матери-одиночки угрожают обществу?
"Перемена мест" супругов по сравнению с традиционными представлениями о разделении обязанностей в семье сейчас наблюдается во многих странах. Пожалуй, для России она еще в новинку, поскольку женщины-"добытчицы" в нашей стране появились в массе своей недавно. А вот в других европейских государствах перераспределение ролей произошло на волне феминистского бума 1970-80-х годов, когда дамы завоевали уйму руководящих постов в крупных фирмах. С тех пор высокие зарплаты у представительниц слабого пола перестали считаться чем-то из ряда вон выходящим, а потом и для их мужей стало незазорно вести домашнее хозяйство.
"Сейчас многие мужчины фактически находятся на содержании своих жен, которые очень солидно зарабатывают. Такие мужья могут либо не работать вообще, либо быть частично занятыми, а оставшуюся часть времени посвящать домашним заботам, — отмечает Тони Рей. — В таких условиях было бы странно, если бы рано или поздно стереотип относительно того, что после развода детей должна воспитывать именно мать, не прекратил свое существование".
Курсы отцов-одиночек (именно так, несмотря на наличие завлекательных названий типа "Суперпапа" или "Отцы-молодцы", их называют европейские СМИ) пользуются огромной популярностью, хотя по-прежнему остаются для многих европейцев чем-то из ряда вон выходящим.
"Я записался на занятия, когда понял, что наш с женой брак вот-вот развалится, а мне не хочется отдавать детей ей на воспитание. Изначально я воспринимал курсы как своего рода бонус для суда, дающий мне лишний шанс на опекунство. Думал, что это профанация. Но потом понял, что ошибся, — рассказывает один из отцов-"курсантов" Питер Болдерстоун. — Сейчас я хожу на курсы с удовольствием. Мы вместе с другими парнями устраиваем детские спектакли, шьем или покупаем костюмы, разучиваем с нашими малышами роли, приносим и делаем игрушки. А пока детишки веселятся, обсуждаем футбольные матчи. Чем мы хуже мамочек, которые возле песочницы болтают о шмотках? Этот маленький мир, где есть только мужчины и дети, — я его обожаю".
Организатор курсов Дэвид Карр утверждает, что матерям, желающим принять участие в занятиях, всегда дается зеленый свет — но они предпочитают не пользоваться этим шансом. "Мы только приветствуем приход женщин, которые внесли бы разнообразие в наши занятия. Но почему-то они не приходят, а мужчинам, возможно, так даже проще. Когда рядом нет представительниц противоположного пола, суровые дяди раскрываютсяссовершеннонеожиданной стороны: подтягивают колготки чужим дочуркам, вытирают носы и даже украдкой пускают слезу, когда их отпрыски читают стихи, — говорит Карр. — Мы много раз пытались организовать такие массовые мероприятия, на которых присутствовали бы и папы, и мамы. Но, по всей видимости, мужчины каким-то образом не допускают жен в свой тесный кружок".
Ранее мы писали: За женой… как за каменной стеной?
Стоимость занятий не такая уж высокая: один "сеанс" стоит три-четыре евро. Еду для себя и детишек участники приносят с собой. Курсы проводятся дважды в неделю — как правило, в понедельник и пятницу. Кроме того, еженедельно вся группа отправляется на какую-нибудь экскурсию или на спортплощадку, где папы и дети объединяются в команды и играют друг против друга, например, в шуточный футбол. Вдобавок летом "курсанты" регулярно выезжают на пикники, где получают возможность продемонстрировать свои навыки рейнджеров и заодно научиться ухаживать за детьми в полуэкстремальных условиях.
"Глядя на тесную дружбу, которая возникает между мужчинами при посещении отцовских курсов, я могу предположить, что современному сильному полу очень не хватает социальных объединений наподобие старинных мужских клубов, — считает психолог Тони Рей. — У меня есть целая теория относительно того, как общение на почве воспитания детей объединяет родителей в группы. Женщины консолидируются друг с другом еще на этапе беременности, посещая курсы подготовки к родам. Уход за младенцами сплачивает их еще сильнее, появляется масса общих проблем и интересов. Но если ребенка воспитывает мужчина, у него нет изначальной возможности наладить отношения с другими отцами. А курсы создают для этого идеальные условия".
Парадоксально, но многим мужчинам по нраву роль "усатого няня". "Работая, вы не замечаете, что происходит вокруг, — объясняет один из участников отцовских курсов Эндрю Лоуфорд. — Сидя с детьми, вы обретаете свободное время на размышления о проблемах, которые при постоянной занятости офисными делами даже в голову прийти не могли. Вы видите, как меняются времена года, подмечаете интересные вещи, попавшиеся вам на глаза. Когда я работал с утра до вечера, то день проходил за днем, год за годом, и я даже не отдавал себе отчета в том, как быстро и незаметно протекает время. Сидя с ребенком, я снова почувствовал, как важно каждое мгновение".
Читайте по теме: Лесная терапия избавит от "комплекса подкаблучника"
Глава научного отдела британского Института отцовства Эдриен Берджесс отмечает, что за последние тридцать лет количество времени, которое папы проводят со своими детьми, быстро увеличивалось и возросло на целых 800 процентов! Сейчас вероятность того, что после развода заботу о детях возьмет на себя мужчина, в восемь раз выше, чем в начале 1980-х годов.
По данным социологических исследований, в Великобритании среднестатистический отец выполняет четверть обязанностей, связанных с воспитанием подрастающего поколения, а в семьях, где жена работает целый день, этот показатель доходит до трети. Кроме того, с распространением интернета многие мужчины получили возможность работать дистанционно, на дому, и, соответственно, тратить больше времени на уход за сыновьями и дочерьми.
О том, насколько деятельное участие отца в воспитательном процессе важно для гармоничного развития ребенка, психологи говорят уже давно. Но в последнее время они уделяют немало внимания изучению обратного процесса — как сами мужчины меняются в лучшую сторону, ухаживая за детьми. "Роль няньки — не сахар, она требует терпения, выдержки, самоконтроля и выработки ряда новых навыков, — объясняет Эдриен Берджесс. — Мужчины, которые начали воспитывать своих детей с раннего возраста, эмоционально развиваются, обретают способность к сопереживанию и чуткость, свойственную скорее женщинам".
Самые свежие новости читайте на главной странице.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.