В новогоднюю ночь все - и дети, и взрослые - с нетерпением ждут чудес и подарков. Издревле на Руси все зимнее волшебство было связано с образом Деда Мороза - ледяного властелина, мага и затейника - обычно доброго, но иногда и сурового.
Началась его история во времена древних славян, которые поклонялись божествам - духам природы. Среди них были и прообразы Деда Мороза: например, восточнославянский дух холода Дед Трескун, он же Студенец и Мороз. Он насылал на землю стужу, губил посевы, не жалел людей и животных.
От сурового зимнего духа наши предки пытались откупиться - читали заговоры и приносили бескровные жертвы. Глава семьи должен был выйти на порог или высунуться в окно и предложить Морозу ложку киселя или каши со словами: "Мороз, Мороз! Приходи кисель есть!" или "Мороз, Мороз! Не бей наш овес". Весной платилась и вторая дань Морозу - в деревнях пекли сорок колобков и каждое утро выбрасывали за окно по одному из них - в знак признательности за спасенный будущий урожай.
Повсеместно ходили поверья и о Зимнике - седом длиннобородом старике небольшого роста, с непокрытой головой, в теплой белой одежде и с железной булавой в руках. Проходя, этот воевода оставлял за собой жестокую стужу.
Под землей же повелевал холодом дед Карачун, который также морозил посевы и превращал в лед родники и воду в колодцах. Согласно древнему поверью, встреча с этим духом значительно сокращала жизнь. Три этих "лютых Мороза" и стали основными персонажами древнеславянских сказаний.
Со временем древние поверья перетекли в фольклор. В произведениях появился персонаж Морозко, он же Мороз-Красный нос и Мороз-Воевода. Этот хозяин зимнего царства и внешностью и одеждой очень сильно напоминает современного Деда Мороза. Именно про него Некрасов написал свою знаменитую поэму "Мороз, Красный нос", Брюсов посвятил ему стихотворение "Царю Северного полюса", а Островский добавил его в свою пьесу-сказку "Снегурочка".
Читайте также: Следующий год обещает стать рекордно жарким
Но одним из первых литературная обработка фольклорного и обрядового образа Деда Мороза была сделана Одоевским в его "Детских сказках дедушки Иринея". Зимний волшебник показан здесь как "добрый Мороз Иванович" - "седой-седой" старик, который как "тряхнет головой - от волос иней сыплется"; живет он в ледяном доме, а спит на перине из пушистого снега... Со временем появилась у него и внучка - светлокосая Снегурочка, которая подросла и стала для него незаменимой помощницей в его новогоднем волшебстве.
Когда в середине 1920-х годов в СССР началась антирелигиозная кампания, Дед Мороз ненадолго оказался под запретом - как пережиток прошлого. Опалу сняли в 1935 году, а в 1937-м Дед Мороз со своей Снегурочкой появились на елке в московском Доме Союзов.
Образ же заграничного аналога нашего Деда Мороза - Санта-Клауса - былпридуманв1823годупреподавателемсеминарииКлементом Кларком Муром, который под рождество прочел жене и детям сочиненное им стихотворение "Рождество на пороге, или Визит Санта-Клауса". Учитель изобразил Санту добрым эльфом, который приезжает на восьми оленях и проникает в дом через дымоход. Стихотворение было опубликовано и образ Санты "пошел в народ".
Первый портрет Клауса создал в 1862 году американский карикатурист Томас Наст. Художник поселил его на Северном полюсе и в течение 24 лет рисовал волшебника для обложек популярных журналов "Harper's Weekly", которые пользовались невероятной популярностью, хотя были черно-белыми.
Яркую красную шубу сказочному дедушке подарил в 1885 г издатель Луис Пранг - именно он перенес в Америку викторианскую традицию рождественских поздравительных открыток, выполненных в технике цветной литографии.
Читайте также: Главной елкой страны стала столетняя ель из Подмосковья
Завершила же формирование образа Санта-Клауса компания по производству "колы ", которая в 1930 году, для того, чтобы об их продукции не забывали ни летом, ни зимой, придумала хитрый рекламный трюк. Художник из Чикаго Хэддон Сандблом изобразил Санту в фирменных красно-белых цветах напитка. Так родился современный образ зарубежного волшебника, который перестал быть эльфом Клемента Мура, а стал добрым стариком в санях с упряжкой оленей и с мешком подарков, которые он раскладывает в чулочки, развешанные на камине.
Прототипом же Санта-Клауса был греческий архиепископ Николай, который жил в городе Мира в IV веке нашей эры. По легенде, священник как-то встретил трех девушек, которые горько плакали оттого, что не могут выйти замуж по причине отсутствия приданого. Отец Николай пожалел подруг и велел им отправляться по домам, а на утро каждая из них нашла возле камина по мешочку с золотом - так священник постарался бескорыстно обеспечить людям счастье.
Версий этой легенды существует много - итог один: за благие деяния Николая причислили к лику Святых, а его день рождения, 19 декабря - стал праздником. Ныне же в церковной традиции Святой Николай считается покровителем пилигримов, моряков и рыбаков.
Современные Дед Мороз и Санта-Клаус чем-то похожи, но все же это совершенно разные волшебники. Так, если наш зимний покровитель носит шубу, подпоясанную кушаком, то иностранный дедушка застегивает ее на пуговицы. Красное, а иногда серебристое, синее или зеленое одеяние Деда Мороза достает до пят. Шубка зарубежного деда - короткая. Наш Мороз ходит в традиционной, старорусской шапке, а вот на голове Санты красуется колпак! Дед Мороз по обыкновению носит валенки, тогда как Санта-Клаус всегда появляется в черных сапогах. Ну и, конечно - Дедушка Мороз говорит по-русски, а заморский старичок не знает нашего языка.
Так что эти два волшебника - точно не родственники. С Новым Годом!
Самые важные новости дня читайте на главной странице
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.