Корабли класса "Олимпик" - "Олимпик", "Титаник" и "Британник" создавали инженеры британской судостроительной компании "Харланд энд Вольф" по заказу "Уайт Стар Лайн". Судна задумывались как конкуренты "Лузитании" и "Мавритании", принадлежавшим конкурирующей компании Кунард Лайн.
Начало XX-го века ознаменовалось катастрофой, которая до сих пор будоражит умы людей со всего света, - гибелью корабля "Титаник".
14 апреля 1912 года во время своего первого рейса этот роскошный гигантский круизный лайнер столкнулся в Северной Атлантике с айсбергом и через 2 часа 40 минут затонул. Из 2208 находившихся на борту людей выжили лишь 704 человека. Мир был в шоке.
Его предшественнику - кораблю "Олимпик" тоже удача не сопутствовала, хоть и трагедия была не столь масштабной. В одном из своих первых плаваний, лайнер столкнулся с крейсером "Хоук". В результате происшествия никто не пострадал, но "Олимпик" целый год простоял на ремонте, а его капитана обвинили в неосторожности и пренебрежении правилами судовождения.
Проектируя, третий пассажирский лайнер из этой серии под первоначальным названием "Гигантик", инженеры попытались учесть все выявленные трагедиями слабые стороны его предшественников - "Олимпика" и "Титаника". Создатели нового корабля сделали так, что "Гигантик" мог оставаться на плаву при повреждениях, которые стали роковыми для "Титаника".
Читайте также: Загадочное крушение тонголезского парома
Помимо новых конструктивных особенностей "Гигантика", ему добавили еще пять спасательных шлюпок. Причем, даже если судно опасно накренялось и возникала угроза потопления, ничто не должно было помешать посадке людей в шлюпки.
Захотелось улучшить и отделку корабля: приемную первого класса "Гигантика" сделать гораздо больше, чем на "Олимпике" и "Титанике". Ресторан и курительный салон также расширили и даже планировали установить орган на парадной лестнице.
26 февраля 1914 года этот огромный трехвинтовой корабль спустили на воду. Но ему так и не удалось оказаться на линии Саутгемптон - Нью-Йорк, для которой его и строили: началась Первая мировая война.
Роскошный лайнер был сразу реквизирован Британским Адмиралтейством, которое распорядилось переименовать его в "Британник" и переоборудовать в госпитальное судно.
Великолепные дорогие интерьеры круизного корабля стали общежитиями и операционными. Приемная первого класса и обеденный салон служили отделением интенсивной терапии. Остальные помещения стали больничными палатами для раненых солдат и матросов, до трех тысяч которых судно могло взять на борт.
Наиболее роскошные каюты "Британника" стали персональными кабинетами докторов. Для защиты от вероятных атак на корпус лайнера нанесли зеленую полосу и шесть красных крестов, подчеркивающих медицинское и гуманитарное предназначение судна.
В ноябре 1915 года гигантский 275-метровый плавучий госпиталь зачислили в состав флота, и "Британник" отправился в Средиземное море. За время войны лайнер совершил пять успешных рейсов в Эгейское море и к Балканам, откуда вывез 15 тысяч солдат Британской империи. Но шестой рейс оказался роковым.
Читайте также: Свидетелей гибели "Титаника" не осталось
12 ноября 1916 года "Британник" в очередной раз отправился в Средиземное море к острову Мудрос, чтобы принять на борт новую партию раненых британских солдат. Утром 17 ноября зашел в порт Неаполя и продолжил курс на восток.
Катастрофа случилась 21 ноября 1916 года в 8:12 утра. "Британник" уже был в Эгейском море, когда его сотряс взрыв огромной силы, за которым последовал еще один, более мощный. Он буквально разорвал левый борт корабля в нескольких местах. Медсестры и обслуживающий персонал выбежали на палубу, прервав свой завтрак.
Оказывается, лайнер наскочил на мину, поставленную немецкой подводной лодкой U-73. Из-за полученных пробоин судно накренилось, и ситуация ухудшалась с каждой минутой.
Капитан Чарльз Альфред Бартлет сразу понял серьезность положения и приказал закрыть герметичные двери переборок и подготовить к спуску все шлюпки.
Четыре отсека корабля стремительно заполнялись водой; котельные были подтоплены. Положение усугубляли открытые при взрыве иллюминаторы нижних палуб: через них вода проникала внутрь "Британника". Капитан до последнего верил, что лайнер сможет дойти до острова Кеа и сядет на мель. Это было бы спасением.
Но нос "Британника" стремительно погружался все глубже, одновременно корабль накренился на правый борт. Стало ясно, что чудо не произойдет. Приняв сигналы бедствия, на помощь лайнеру отправились сразу четыре судна.
На самом же "Британнике" полным ходом шла эвакуация. Через некоторое время из воды показались продолжавшие свое вращение огромные винты корабля - и тут произошла новая бедая. Две шлюпки затянуло в водоворот и разрубило винтом на части. Увидев это, капитан приказал немедленно остановить ходовые винты.
Вскоре морская драма достигла своего апогея: гигантский корабль пошатнулся и начал стремительно заваливаться на правый борт. Рухнули огромные дымовые трубы. Еще минута - и лайнер навсегда исчез в черной бездне Эгейского моря. Спустя час на место катастрофы подошли четыре судна. Спаслись 1036 из 1066 находившихся на борту "Британника" людей.
Вопрос о том, где же точно он покоится, долгое время интересовал многих людей. В 1975 году ответ на загадку дал легендарный исследователь морских глубин Жак Ив Кусто. После трехдневных поисков подводный радар на его судне "Калипсо" обнаружил корпус "Британника" на глубине 120 метров .
После экспедиции знаменитого французского океанографа туда еще 68 раз спускались водолазы. Они подняли на поверхность сотни артефактов, которые теперь выставлены во многих музеях мира.
Капитан же, благодаря правильным действиям которого было спасено множество жизней, продолжил карьеру, закончил войну, вышел в отставку и скончался 15-го февраля 1945 года в возрасте 76 лет.
Читайте самое интересное на "Правде.Ру"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.