В мире моды обувь ценилась едва ли не столь же высоко, как одежда, на протяжении многих веков. И только в Советской России с обувью начались катастрофы, последствия которых мы до сих пор на себе ощущаем, стараясь приобрести хорошую обувь импортного производства.
Однако и наши предки, и мы свое отстрадали, и буквально кровавая летопись обуви отечественного производства принадлежит уже не нам, а истории.
Выставку "Многоликий туфель", на которой представлены уникальные экспонаты, повествующие об истории обуви, открыла Нижегородская государственная областная универсальная научная библиотека имени Ленина.
Основной интерес на выставке представляют издания, посвященные истории обуви 20-60 годов.
Каталоги и альбомы о рассказывают о зарождении, крое, изготовлении, внешнем виде и применении различных типов обуви. Впервые будут продемонстрированы наглядные материалы и документы, по которым можно проследить, как менялась форма обуви и какой она была в разные века и у разных народов.
В частности, посетители выставки увидят часть издания "Древности Российского государства", состоящего из пятисот рисунков большого формата, а также книгу Вахроса "Наименование обуви в русском языке". Кроме того, на выставке будет представлена коллекция обуви в рисунках, принадлежащая Наталье Кузнецовой.
Выставка тем более ценна для российских ценителей обуви, что мы едва начинаем входить во вкус, коллекционируя обувь, и смотря на пару туфель ручной работы как на произведение искусства. Российским модельерам еще только предстоит войти в когорту известных в мире дизайнеров обуви. Однако великое будущее невозможно без прошлого и потому библиотечные фонды в Нижнем Новгороде наверняка привлекут историков моды и будущих модельеров. А россиянам есть что вспомнить и чем похвалиться в истории обуви — обувь не сохранилась, сохранилась легенда. "Говорят, были на Руси башмачники-"волчки", которым заграничные мастера и в подметки не годились. " Волчками" их почему называли: сидит мастер в стороне от всех, как одинокий волк, и тачает. Протрет штаны сзади — фартук наденет, износились штаны спереди — другой фартук, да и то хозяйский — свое-то все давно пропито. Так, во всяком случае, рассказывали об этом в двадцатых годах Михаилу Михайловичу Пришвину, когда он по своим писательским делам обувное производство изучал. И вот какая история произошла с одним таким "волчком". Приехала в Москву прямо из Парижа капризная француженка на высоких каблуках и потребовала показать ей лучшего обувного мастера. Повели ее в Марьину рощу — тогдашнюю Мекку башмачного дела — к "волчку", известному под кличкой Цыганок. Посмотрела француженка на работу мастера и, не будь дура, заказала сразу две пары башмаков. Одну пару окунула в грязь и будто бы ношеную завернула в газету(для таможни), другую надела, а свои парижские туфельки в мусорное ведро выбросила. Вернулась француженка в Париж, загрязненную пару очистила и продала. И все расходы окупила: и обе пары башмаков от "волчка", и турпоездку по маршруту Париж-Марьина роща-Париж."
Издания об истории обуви представляют собой уникальные книги, повествующие не только о башмаках, но и истории цивилизации, искусства, культуры. Какой человек отказался хотя бы подержать в руках такие тома, как "McDowell Colin. История обуви как части одежды. Иллюстрированное издание. London, 1994, Trasko Mary. История обуви 20 в. Богато иллюстрированное издание. N.Y., 1989, Фасоны и модели обуви союзной обувной промышленности. Сост. И.А.Гнесин и др. Л., 1936, Гулова Ф.Ф. Татарская национальная обувь. (Искусство кожаной мозаики).Казань, 1983, Армаганян А.С. Обувь древней Армении. Ереван, 1978, Swann June. История обуви в Великобритании с 1600 г. по 1970-е гг. (Включая импортные образцы). Иллюстрированный очерк. London, 1989.
История обуви — презанимательнейшая и перспективная вещь, и сотрудники Библиотеки Нижнего Новгорода поняли это одними из первых в России.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.