Я в Москве. Сижу со столичными друзьями, мы смотрим телевизор, обсуждаем музыкальные ролики.
Вот новый клип Николая Носкова. Прислушиваюсь к отзывам. В основном Носкова хвалят за профессионализм, за 'непопсовость', за неподражаемость стиля и голоса, за естественность и проникновенность, за глубокие тексты песен и классные аранжировки... Естественно, я не могу удержаться, чтобы не похвастаться: Николай Носков из Череповца, земляк....
Рассказываю историю об 'Океане', о трех попытках пробиться в Москве, о 'Парке Горького'... Многим верится с трудом -человек, достигший таких высот, родом из провинции?.. А у меня возникает чувство гордости. И не у меня одной...
Череповец. Начало апреля 2003-го. Носков в своем городе с концертом. В последний раз он был здесь с гастролями тоже в начале апреля, три года назад. Тогда я впервые встречалась с Николаем. Теперь, готовясь к интервью, я уже знала: мой визави — удивительно приятный в общении человек, спокойный, рассудительный, мудрый... В этом он не изменился. Что-то изменилось в его жизни, в его творчестве. С вопроса об этом и началась наша беседа...
КУРАЙ, ТАБЛО И НОВЫЙ ЗВУК
- Что касается музыки, я постоянно занимаюсь поиском нового звучания. Исходя из этого, меняется и стиль музыки, и подход к ее написанию. Последние три года -это безумный объем концертной деятельности, который, в какой-то степени, мешает творчеству, но без этого никак. За последние два года у меня созрела идея новой музыки, нового альбома, и я занимался поиском тех инструментов, которые могли бы полноценно озвучить мои замыслы. В конечном итоге я его нашел, определился круг инструментов. В связи с этим у меня было путешествие в Тибет.
- Николай, меня всегда поражают некие таинства, которые вы исполняете на сцене во время своих выступлений. Произносите какие-то слова, не слышные зрителю, совершаете необычные движения. Все это похоже на некое шаманство... Что же за хореография такая?
- Нет, хореографии здесь нет никакой... У меня есть знакомая, балерина Большого театра. После того как приметила меня на сцене, она подошла ко мне и сказала: 'Я балетом занимаюсь всю свою жизнь, но такой пластики никогда не видела. Скажите, где вы взяли ее?' А я нигде не брал. Многие думают, будто я занимался какими-то восточными единоборствами, что углубился в какую-то языческую шаманскую тему... Скорее всего, выходит изнутри — это раз. А во-вторых, сама музыка диктует мне движения. Получается так, что, с одной стороны, я это придумал, а с другой -теперь это мною владеет, заставляет именно так петь, танцевать...
- Но все-таки вы не можете отрицать, что ваши сегодняшние произведения наполнены яркими языческими, а если быть точнее, этническими вкраплениями? Инструменты, на которых играют ваши музыканты, явно принадлежат к культурам разных народностей...
- Когда я начал писать свой последний альбом, я, как уже сказал, определил круг инструментов. Сразу решил, что в качестве перкуссии* выберу индийские табло. Можно было подыскать еще кучу этнических инструментов, потому что их разнообразие очень велико. Но однажды я услышал башкирский курай — просто испытал шок.
Что самое, на мой взгляд, главное — этот инструмент является как бы продолжением моего голоса. Мы сливаемся. Когда заканчивает играть курай, а я начинаю петь, я не чувствую никакого диссонанса. Это инструмент из моего внутреннего мира. Нашел я музыканта, играющего на курае, в Уфе, и вот он ездит теперь со мной на гастроли.
- А других музыкантов вы как подбирали?
- ходил в Москве по специфическим клубам, где играют этнические музыканты. В одном из таких мест я услышал таблиста. Зовут его Иджа. На самом деле он — русский парень, Илья Пантелеев (смеется). Но он шесть лет обучался игре на табло в Индии, в монастыре, он серьезный музыкант, который знает эту музыку.
- Этнические темы, конечно же, придали вашим песням особую прелесть, но и гитарист у вас просто виртуоз!
- Чтобы со сцены в зал, в публику, шла энергетика, на сцене должны находиться очень энергетически мощные люди. И я подбираю музыкантов по двум параметрам : во-первых, высокий профессионализм, а во-вторых, энергетика. Поэтому я их долго селекционировал. Они же очень разные — один играет джаз-рок, второй — хард-рок, третий еще что-то. Я года полтора убил на то, чтобы внушить моим ребятам, что им надо играть именно это. И мне кажется, у меня получилось.
- Похоже, поиск нового звучания сказался не только на вашей музыке, но и на имидже. Раньше вы предпочитали более классический стиль...
- В платке, который на мне во время концертов, я поднимался в храм Шивы (возносит глаза к небу), это такой языческий храм. И в этом платке я прикасался лбом к священному камню, поэтому он для меня — как некий талисман. А остальная одежда тоже придумана мною. Это некие атрибуты путешествующего человека, идущего по дороге. Я считаю: мужчина должен быть или воином, или путешественником.
- Вам очень идет этот образ. Николай, положа руку на сердце, вы сами часто слушаете свою музыку?
- Достаточно редко, честно говоря. Представьте, два года вынашивать идею, потом еще долго писать музыку, потом ее записывать на студии, потом постоянно исполнять на гастролях. Слушать самого себя... Нет. Я слушаю только то, что мне дает пищу для творчества. А свое я уже пережил, мне нечего там черпать...
- Значит, момент самолюбования отсутствует?
- Полностью!
- Работая в Штатах, вы общались со многими западными звездами, работали на одних площадках с 'Синдереллой', 'Скорпионз' и 'Роллинг Стоунз'. Сейчас вам удается каким-то образом с ними общаться?
- Это достаточно сложная тема. Ведь я общался, так скажем, с суперзвездами. А даже московские звезды зачастую не могут найти времени для встречи. С западными тем более трудно. Когда они приезжают в Москву, например, те же 'Скорпионз', у нас находится время разве что выпить по чашечке кофе. Это трудно назвать общением. Но вы знаете, у меня есть идея сделать последний альбом на двух языках: на русском и английском. Хочу попробовать его на Западе... За годы после 'Парка Горького', когда ты раз по 10-15 выступил в каждом городе, вроде какой-то круг замыкается, ты как белка по нему бегаешь, и уже неинтересно становится. А для музыканта важно общение, расширение горизонтов. Поэтому я работаю над тем, чтобы выпустить последний альбом еще и в Европе.
ПРЕДАВАТЬСЯ НОСТАЛЬГИИ РАНО
- Раз уж вы упомянули 'Парк Горького'... Знаете, я когда-то просто болела им. И до сих пор в России существует масса поклонников именно 'Парка Горького', которые не стали почитателями ни вашего сольного творчества, ни композиций Александра Маршалла. У 'Парка' были незабываемо красивые вещи. Вам никогда не приходило в голову спеть что-нибудь из прежнего репертуара? Может быть, вместе с Александром?
- Сложно ответить... Мы все очень сильно изменились за это время. А собираться по примеру 'Самоцветов' или 'Веселых ребят', которые, предаваясь ностальгии, поют старые песни в новых аранжировках... Я никогда не жил на теме прошлого. Когда мы встречаемся, у нас не возникает никаких толчков, чтобы сделать что-то новое. Пока мы еще не пришли в такое состояние, когда можно вылезать на чем-то стареньком.
- Ваши песни создают о вас впечатление как о человеке, глубоко верующем...
- Я верующий человек, я верю в Бога, в его единство. Но главное, чтобы это не переходило за некую грань. Я отрицательно отношусь к фанатизму в любом его проявлении, будь то религия, музыка, спорт, алкоголь или наркотики. Фанатики меня никогда не интересовали. Они — люди, мыслящие очень узко. Как зашоренная лошадь, которая видит только прямо, и если даже она повернет голову, то снова увидит лишь узкий коридор.
- Тексты ваших песен — настоящая поэзия. В вашем репертуаре стихи Пастернака, Гумилева... Как вы относитесь к бессмысленным текстам песен многих исполнителей и групп? На радио, на телевидении их так много...
- Радио я практически не слушаю, телевизор включаю только в связи с новостями, поэтому мне сложно сказать. На самом деле, бред, конечно. Мощный бред. Но это тоже сторона жизни. Есть те, кому нравится. Кому не нравится -канал переключают, сейчас это возможно, слава Богу. Идет некая борьба за публику. И, к сожалению, очень редко популяризируются артисты, делающие что-то интересное.
РОДНОЙ ГОРОД.РОДНЫЕ ЛЮДИ...
- Николай, я прекрасно понимаю, что всякий раз, приезжая на родину, вы бываете атакованы вопросами 'череповецкой направленности': о самом городе, о вашем прошлом, связанным с ним, о том, кто у вас здесь, как вам тут, с кем вы встречаетесь и т.д. и т.п. Но горожанам это на самом деле очень интересно. Итак, что вы можете сказать о сегодняшнем Череповце?
- Что-то строится, что-то ломается. Много всего нового. Мои старые друзья стареют, появляются другие знакомства. Жизнь в Череповце течет. Вот команда хоккейная теперь очень хорошая, 'Северсталь'. Радостно, что спорт так поддерживается и популяризируется. Как раньше существовали народные коллективы, которые ездили за границу, так они существуют до сих пор и несут настоящее народное русское творчество за рубеж. Это мне тоже очень нравится. Ну а вообще, здесь и первая любовь, и последняя...
- Ваши выступления в Череповце чем-то отличаются от концертов в других городах?
- Я работаю везде и всегда с одним и тем же настроением, я никогда не позволю себе показать на сцене, что у меня какие-то неприятности, схалтурить где-то. Я не выделяю ни одного города, не делаю ничего особого для какого-то города. Но вот 28 февраля я давал концерт в Кремле, и он для меня был менее волнительным, нежели в Череповце. Здесь я больше волновался, потому что прекрасно понимаю: 50 % зала -люди, с которыми я когда-то где-то соприкасался (старые друзья, музыканты, просто те, с кем я когда-то в юности общался ). Они меня помнят, я их помню. Я чувствовал, что это самый волнительный концерт для меня. Я очень благодарен нашей публике за то, что она встретила меня очень радушно.
- Встречались с друзьями?
- Естественно! Как всегда, собрались старые друзья, музыканты, еще те, с которыми когда-то вместе играли в 'Океане'. Вчера мы были в Городище, отдыхали большой компанией, пели песни, что-то рассказывали друг другу, вспоминали старое. Всегда приятны эти встречи...
- Николай, простите за вопрос, но вы никогда не чувствовали зависти с их стороны?
- Да нет, вряд ли. Зависти никакой нет. Потому что люди, которые меня знают, прекрасно понимают, сколько положено труда, эмоциональных сил, напряжения, чтобы этого добиться. Талант — это талант, он дан от Бога. А вот то, как ты распорядишься имеющимсятвоя личная заслуга... Короче, они прекрасно знают, как все складывается в моей жизни, ведь мы постоянно общаемся, созваниваемся. Они знают,что меня практически никогда не бывает дома. Я в каком-то круглосуточном рабочем процессе.
- Скажите, а ваша звездность как-то повлияла на отношения с родными? Ну, к примеру, ваша мама может вас сейчас за что-то пожурить, как раньше?
- Конечно! Мама есть мама. Она имеет прямое право. Если я вчера приехал домой очень поздно, конечно же, получил по самые... На то она и мама. Для мамы мы дети, кем бы мы ни были и сколько бы нам ни было лет. Поэтому здесь все достаточно просто, как и прежде...
- Когда мы с вами встречались три года назад, вы говорили, что ваша, тогда десятилетняя, дочка еще не пошла по папиным стопам...
- Она и сейчас не пошла по моим стопам. Катя, как и раньше, учится в языковой школе, изучает три языка. Я думаю, что для женщины очень важно получить такое образование, которое ей бы помогало дальше жить. А владеть тремя языками... В общем, хорошо это. Вообще, на мой взгляд, женщина -создание прекрасное, нежное, теплое. Я не вижу женщину как какую-то жесткую бизнесменку. Дочка мою профессию видит каждый день изнутри, она знает, насколько это непросто. Когда папа сидит по 8-10 часов за инструментом, ее уши просто не воспринимают музыку. Но что меня радует -она не смотрит и не слушает ни МTV, ни МУЗ-ТВ, ее абсолютно не возбуждают попсовые коллективы. Она предпочитает достаточно серьезную музыку — и электронную, и классическую. Хотя бы в этом я привил ей что-то хорошее.
- Скажите, Николай, на сегодня в вашей жизни есть все, чего вы хотели? Или чего-то не хватает?
- Всего хватает... Все есть.
- Прекрасно! Знаете, вы первый человек, который так ответил на этот вопрос. Всем обычно чего-то не хватает. Так, может, уже пора сбросить сумасшедший темп, отдохнуть?..
- Легкой жизни быть не может, потому что постоянно, из альбома в альбом, надо доказывать: ты состоятелен как музыкант. Почивать на старых лаврах -на самом деле это значит похоронить себя. Поэтому каковы бы ни были твои предыдущие заслуги, их всегда будет мало. Доказывать нужно постоянно. Многие устают, сходят с дистанции, наслаждаются прежними триумфами. Мне еще рановато ложиться на диван и читать газету, у меня масса музыкальных идей. Поэтому я работаю...
* Перкуссия — различные дополнения к ударным инструментам, создающие определенный ритмический рисунок.
Интервью взяла Ульяна ОСТАНКИНСКАЯ,
"Курьер ONLINE".
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.