Комик из Казахстана объяснил причину высокой популярности казахского юмора в России.
За последние несколько лет в России заметно усилилось культурное влияние артистов из Казахстана. Особенно это заметно в комедийном жанре — многим россиянам известны имена таких комиков как Азамат Мусагалиев, Нурлан Сабуров, Евгений Чебатков, а знатоки комедии вспомнят и Кайрата Рамазанова, Биржана Кабылбаева или Турсынбека Кабатова. Еще больше казахов работают за кулисами жанра — сценаристами, продюсерами, режиссерами, художниками. Это неудивительно, если учитывать, что казахи являются десятым по численности этносом в России, о чем говорится в недавнем отчете Росстата. Но дело не только в численности, а еще и в общем культурном пространстве, связанном одним языком, считает профессиональный комик Кайрат Рамазанов, участник популярного шоу "Открытый микрофон” и финалист 10-го сезона "Comedy Баттл” на ТНТ.
— Кайрат, за последние годы российское культурное пространство очень тесно познакомилось с артистами из Казахстана — музыкантами, шоуменами, комиками. Вы и сами неоднократно выступали на российском телевидении, проходили отборы на всероссийских фестивалях и доходили до финалов комедийных баттлов. Как вы считаете, с чем связан рост популярности казахских артистов в России?
— Я думаю, что причиной тому пассионарность нашего народа, плюс накладывается кочевой менталитет. Кочевники живут в гармонии с природой, из этого складывается особое мироощущение, а оно формирует среду для возникновения талантов. Например, меня с детства окружали талантливые люди — в детстве я смотрел на своих родственников, которые виртуозно играли на домбре и пели песни как оперные певцы. По этому поводу даже есть шутка, что 90 процентов казахов хорошо поют, а остальные 10 процентов занимаются комедией.
Конечно, нужно отметить отсутствие языкового барьера в России для артистов из Казахстана. У нас русский язык знают 85-90 процентов населения, и для нас он является инструментом для выхода на большую аудиторию. Еще есть такая особенность, что для казахов русский язык является приобретенным языком, поэтому мастера речевого жанра экспериментируют, умеют жонглировать словами, превращают язык в "пластилин для творчества”. Так мы развиваем себя и заодно развиваем, дополняя, ваш язык.
— У вас за плечами выступления в разных лигах международного союза КВН, в том числе высокого уровня, в Казахстане и России. Можете отметить, в чем различие и сходство юмора в двух странах?
— Я немало пожил в России я вижу, что тут люди чуть медленнее на подъем, чувствуется тяжесть характера. Комедия в России текстовая, основательная, местами даже "серьезная”, а в Казахстане настрой "гончий”, легкий, там шутки льются потоком, большую роль играет задор рассказчика. У нас каждый пытается пошутить, в Казахстане много Турсынбеков, Азаматов, Нурланов. Чтобы вы понимали, я на домашнем застолье, в кругу родных вообще не шучу — просто там другие хедлайнеры есть.
Сходство же ощущается в культурном багаже, общих темах для шуток, даже аудитория во многом похожа. Шутки, которые будут понятны в России, почти все будут точно так же поняты в Казахстане, и наоборот. Разве что за исключением некоторых культурных нюансов. То есть и казахским артистам легко выступать в России, и российским — в Казахстане.
— То есть можно сказать, что у двух стран есть общее культурное пространство?
— Безусловно у нас общее культурное пространство. В детстве мы все смотрели КВН, российские сериалы, слушали Аллу Пугачеву и других артистов, это близко всем, кто вырос на постсоветском пространстве, ну, по крайней мере людям из категории "30+”. Теперь, наверное, настал наш черед радовать вас песнями и шутками — что мы с удовольствием и делаем. А если копнуть глубже, то общее между нашими народами начало формироваться не в СССР и даже не во времена Российской империи, а еще раньше. Веками кочевники и оседлые народы взаимодействовали, взаимно дополняли друг друга с культурной точки зрения, политической, и даже на уровне языка. Вы знали, что примерно 30 процентов русского языка состоит из тюркских слов? Культурная интеграция не вчера началась и не завтра закончится. И все творческие люди с обеих сторон в этом участвуют, строят мосты между народами: лучше ездить к друг другу в гости и на концерты, чем ругаться.
— В мире уже почти два года длится пандемия коронавируса, как она повлияла на комедийную отрасль? И на чем сосредоточились лично вы в это время, после такого успешного выступления в "Comedy Баттл”, которое принесло вам миллионы просмотров и узнаваемость?
— Пандемию я встретил как раз на съемочной площадке, когда мы снимали полуфинал "Баттла”. Уже тогда стало ясно, что пандемия сильно ударит по индустрии развлечений, особенно по артистам, кто выступает публично, что многие концерты и другие мероприятия будут отменяться. Поэтому уехал в родной город Уральск. Во время самоизоляции появилось больше свободного времени и мне пришла идея написать книгу-методичку для других комиков. В России или на Западе подобные пособия можно найти, но, к сожалению, на казахском языке таких методичек не существует, поэтому все делается на уровне инстинктов и "комедийного нюха”. Но комедия, как и любое ремесло, требует понимания сути того, чем ты занимаешься. Поэтому я начал собирать материал для методички по написанию комедии на казахском языке. За свои 13 лет в индустрии у меня накопилось много идей, ценного опыта, который я собирал по крупицам, теперь я его систематизирую, дополняю, и надеюсь, что уже после пандемии опубликую все материалы и поделюсь с другими казахоязычными комиками.
— Помимо подготовки книги вы также помогаете с редактурой материала другим менее опытным комедиантам. Видите что-то новое у другого поколения, которое не проходило школу КВН. Иными словами — в какую сторону сейчас двигается развитие комедии в Казахстане и в России?
— Популяризация формата стендапа в СНГ привнесла массовость в комедию, это теперь больше не закрытый клуб для избранных. Например, в той же Америке в 70-х годах прошлого века чуть ли не каждый второй человек занимался юмором. Ты мог пойти к врачу, а врач тебя приглашал на открытый микрофон, где он сам будет выступать. Я уверен, мы тоже пройдем через такой этап. Тем более мы живем в обществе, где людям не давали говорить почти 70 лет, а выговорится-то хочется. Затем количество перейдет в качество и мы получим много очень крутых и необычных комиков.
Также с развитием этого жанра мы учимся лучше слушать друг друг. Да-да, этому оказывается тоже надо учиться. Таким образом мы из коллективизма переходим в индивидуализм, понимаем, что каждый человек — это Вселенная, что каждому есть, что сказать. То есть развитие комедийного жанра развивает в обществе умение говорить, слушать и повышает уровень толерантности друг к другу. Эти процессы идут и в России, и в Казахстане. Я уверен, что стендап изменит наше общество в лучшую сторону.
— Как опытный комик, что вы можете посоветовать начинающим стендаперам, как развить свой талант?
— Как опытный комик я могу посоветовать начинающим комикам очень много писать и очень много выступать. И не торопить события — все будет! Стендап — это марафон, надо найти свой темп и держать этот темп. Я считаю, что популярность здесь — побочный продукт. Главная задача — это понять свое ремесло, заниматься этим ремеслом и кайфовать. У вас все получится!
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.