Применение авиацией РФ в Сирии бомб КАБ-1500 весом в полторы тонны вызвало законную гордость наших граждан. Действительно, корректируемая бомба такой мощности, способная пробивать три метра бетона, — надежная гарантия нашего общего спокойного труда. Но вот интересно: есть ли еще большие бомбы, когда они появились и с чего началась "бомбовая эпопея".
А было так, что самые первые "бомбы" люди пытались сбрасывать на голову своим ближним еще с воздушных шаров, например, в 1848 году. Представляли они собой чугунные шары с порохом внутри и шнуром- запалом. Поджигай и кидай! В 1812 году граф Растопчин и вовсе предлагал бомбить войска Наполеона такими "бомбами" из управляемого веслами воздушного шара. Плохо было то, что ветер гонял эти шары куда хотел, а "бомбы" могли взорваться и в воздухе и довольно долго дымиться на земле, а потенциальные жертвы тем временем убегали.
Новые пути для метания динамита с неба открыла авиация. Уже в 1912 году во время Балканской войны с аэроплана была брошена бомба размером с апельсин, начиненная пикратом калия, из-за чего он взрывалась от удара. Но слабое это было оружие и неточное.
Однако уже в самом начале Первой мировой войны авиабомбы прочно заняли свое место в арсенале авиации. Как правило, они имели форму капли, с крестообразным стабилизатором сзади и… ручкой, за которую ее держал пилот (или его помощник) и швырял вниз.
Бросали с самолета и ручные гранаты, в том числе и с рифленым корпусом (немцы), сбрасывались также авиационные стрелы — стальные заточенные прутки размером с карандаш. Их поднимали в воздух в мешках и ящиках с раздвижным дном. В ящик помещалось 1200 таких стрел и когда их сбрасывали с высоты в километр, они при попадании в голову пробивали всадника вместе с конем, несмотря на каску!
Тогда же стали применять и ракеты, запускавшиеся с самолетов, а вес бомб начал быстро расти. Вес бомб тогда измерялся в фунтах (один фунт — около 450 граммов) и вот какого калибра бомбы тогда применялись: английские бомбы в 112 и 230 фунтов, американская 50-фунтовая, а французы так и вовсе создали бомбу "Гигант" весом в 400 кг!
В 1915 году появилась германская бомба PuW, имевшая взрыватель с крыльчаткой. Когда бомба падала, встречный потом воздуха ее раскручивал и взводил взрыватель. Ну, а как только она останавливалась, тут же следовал взрыв. В конце войны уже применялись бомбы весом в 1000 кг, но редко.
В 30-е годы бомбовое вооружение совершенствовалось, а с началом Второй мировой войны бомбы стали одним из важнейших видов оружия. Немцы, например, в больших количествах сбрасывали зажигательные авиабомбы с наполнителем из магния и окиси алюминия C50A "Факел", которые советские граждане презрительно называли "зажигалками" и которые они тушили, ухватив специальными клещами, и засунув в ведро с песком.
Сбрасывались баки с водой, наполненные магниевой фольгой, намазанной белым фосфором. В воздухе бак распадался, фольга разлеталась во все стороны, фосфор высыхал и вспыхивал, а от него загоралась фольга, дававшая температуру в 3000 градусов! Против деревянных построек это было очень эффективное оружие!
Англо-американцы применяли бомбы весом в 30 (зажигательная), 250, 1200 и 2000 фунтов, немцы — бомбы в 50,100, 250 и 500 кг. Самая тяжелая бомба SB весила 1000 кг. Применяли они и реактивные бронебойные бомбы весом в 1000 кг RS. Одной из наиболее могущественных бомб была английская 12000-фунтовая бомба, состоявшая из нескольких секций. Ее можно было сбрасывать, как соединив их все в одну бомбу, так и секциями в виде "бочек". Точность попадания значения не имела, ведь внизу все равно был город!
Наконец, британцы выпустили самые настоящие "супер-бомбы": 1200-фунтовую каплевидную бомбу "Толл-бой" и 22000-фунтовую бомбу такой же формы "Большой шлем". Сброшенные с большой высоты эти бомбы развивали сверхзвуковую скорость и уходили в землю на 30 метров, где и взрывались, так что при попадании они могли уничтожить любой, даже самый хорошо защищенный объект.
В СССР применялись бомбы весом 25,50,100, 250, 500 кг, в том числе и против танков. Но выяснилось, что бомба в 100 кг может уничтожить танк, только если взорвется от него на расстоянии 5-10 метров, но попасть бомбой в танк или около него с большой высоты было практически невозможно.
И вот тогда в 1943 году в СССР была разработана ПТАБ-2,5-1,5 — кумулятивная противотанковая бомба, весившая всего 2,5 кг и с зарядом взрывчатки в 1,5 кг. В бомбоотсеки штурмовика Ил-2 загружалось 400 таких бомб и… надо себе представить, какую площадь они покрывали.
"Дырки в броне" они делали не очень большие, но танк все равно после этого выходил из строя: либо загорался, либо там погибал экипаж! Разработали у нас и сверхмощную бомбу весом в пять тонн. Достаточно было одной такой бомбы сброшенной на железнодорожную станцию, чтобы по ней потом не мог пройти уже ни один состав!
Для того, чтобы взрывать плотины водохранилищ и лишать немецкие сталелитейные заводы воды, англичане придумали оригинальную бомбу-бочку, которая подвешивалась под самолетом… поперек корпуса, да еще перед сбросом с оптимальной высоты раскручивалась специальным механизмом. Упав на воду, она не тонула, а вращаясь, "катилась по воде", достигала бетонной стенки плотины и тонула уже здесь. При этом она опускалась на дно в самое уязвимое место и там взрывалась.
Интересно, что точную высоту определяли при помощи двух лучей от мощных ламп, которые шли из-под фюзеляжа вниз. Два пятна от них должны были слиться в одно — это означало, что нужная высота достигнута. Ну, а для того, чтобы их видеть, пилоты бомбили немецкие плотины ночью! А для того, чтобы попадать в цели на земле точнее, самолеты стали бомбить их не только с горизонтального полета, но и с пикирования, когда самолет летит сверху вниз прямо на цель, так что сброшенные им бомбы по инерции летят туда же…
После Второй мировой войны совершенствование бомбового вооружения продолжалось. Появились "шариковые бомбы" похожие опять-таки на апельсин с готовыми осколками в форме шариков в корпусе. На цель они сбрасывались сотнями штук в контейнерах и… уничтожали вокруг своими осколками все живое.
Появились зажигательные напалмовые бомбы, активно применявшиеся американской авиацией в Корее и во Вьетнаме — спастись от поражения напалмом даже в джунглях было очень сложно. И, кстати говоря, очень наглядно применение этого оружия (и то, как им нередко попадали по своим!) показал американский же режиссер Мэл Гибсон в своем кинофильме "Мы были солдатами".
Появились бомбы со специальными тормозными парашютами, позволявшими бомбить с небольшой высоты, не опасаясь подрыва на собственных бомбах, кассеты с противотанковыми и противоаэродромными бомбами. Последние имели ракетный двигатель и, будучи сброшенными над ВВП, разгонялись до больших скоростей. При этом они пробивали бетонную взлетную полосу и взрывались под ней. Образовывалась глубокая воронка, заделать которую требовалось много времени и труда.
Наконец появились самые мощные неядерные бомбы: "мать всех бомб" (MOAB) — американская фугасная авиационная бомба, разработанная в 2002- 2003 годах. В момент своего появления это была наиболее могущественная неядерная бомба в мире, но в 2007 году Россия заявила об испытании бомбы, превосходящей ее по мощности и прозванной по аналогии с MOAB "папой всех бомб". Почему-то ее считают "вакуумной", но это совсем не так. Это "обычная", но только очень мощная бомба: 9,17 м длиной и диаметром 102,9 см. Вес ее составляет 9,5 тонн, из которых 8,4 это взрывчатка H-6 — разработанная в Австралии и представляющая собой смесь тротила, гексогена и алюминиевого порошка, которая сильнее тротила в 1,35 раза.
Мощность взрыва эквивалентна взрыву 11 тонн тротила, а разрушения она производит на расстоянии в 1,5 км от его эпицентра! При этом у нее спутниковое наведение, так что попасть в цель она может очень точно.
Теперь и с пикирования бомбить уже не надо. В арсенале современной авиации все больше управляемых бомб. Часто это обычные "старые" авиабомбы, к которым пристыковывается новая головная часть с рулевыми "крылышками" и электронной начинкой. На одних в ней находится ТВ-камера, позволяющая видеть, куда она летит. В других - GPS-навигатор. В любом случае "уйти" от поражения такой бомбой очень трудно. И требуется их меньше в разы по сравнению с тем же периодом Второй мировой войны.
Все шире применяются так называемые "вакуумные бомбы" или "бомбы объемного взрыва". Они дешевы, но очень эффективны. Внутри заряд взрывчатки, но небольшой и значительный объем жидкого топлива, вплоть до бытового газа (с определенными присадками, конечно). При ударе о землю, небольшой заряд внутри подрывается, топливо распространяется по поверхности в виде облака, которое затем подрывается специальным дополнительным взрывателем. Внутри все сгорает, сгорает кислород воздуха, давление продуктов взрыва также очень велико. Естественно, что в зоне действия такого облака не выживает никто!
Давно уже созданы бомбы, которые сами "выискивают" на поле боя танки и уничтожают их направленным взрывом в крышу. Теперь осталось только создать малогабаритные бомбы на подобии боевых стрел Первой мировой войны, так, чтобы каждая из них самостоятельно искала на поле боя неприятельского солдата и… с войнами тогда, наверное, будет просто покончено раз и навсегда, потому что кто же тогда там сможет выжить?
Также по теме:
"Четвертый элемент" победит терроризм
ЦРУ в ступоре от операции РФ в Сирии
Читайте статью на английской версии Pravda.Ru