Уже в 2009 году частная компания может впервые запустить космического туриста без участия государства, заверили «Правду.Ру» американские эксперты. Путевки в круиз до Луны хотят продавать уже в 2007-м. Страховщикам советуют не зевать…
Как предполагают эксперты компании Space Adventures , поставляющей космических туристов для полетов на МКС, путешествие к Луне будет совершаться на модернизированном российском космическом корабле «Союз». На первом этапе таких полетов выход на лунную орбиту не предусмотрен. Причем, на борт намечается брать сразу двух туристов и одного профессионального космонавта. Стоимость "лунного тура" оценивается в 100 млн. долларов на человека.
В интервью SPACE.com президент компании Space Adventures Эрик Андерсон заявил , что надеется подписать первые контракты с клиентами на частную экспедицию вокруг Луны к концу этого года. Но подчеркнул, что это еще не означает скорую отправку космических туристов к спутнику Земли. «Союз» нуждается в некоторой модернизации, чтобы этот полет стал возможным. Кроме того, для удобств туристов хотелось бы увеличить размер иллюминаторов.
В Роскосмосе не отрицают, что такие планы у Space Adventures действительно есть, и не отвергают саму идею коммерческих окололунных полетов, но утверждают, что возможностей для реализации этого проекта в ближайшем будущем пока нет.
«О чем можно говорить, если в рамках Федеральной космической программы России до 2015 года нет отдельной лунной программы? До этого времени изучение Луны запланировано только с помощью автоматических космических аппаратов», - заявил руководитель пресс-службы Роскосмоса Игорь Панарин .
При этом в Роскосмосе предупреждают, что билеты на Луну пока не продаются. Как отметил Панарин, российское космическое ведомство получило официальное заявление от Space Adventures о том, что в настоящее время никаких сделок с потенциальными туристами по продаже «лунных туров» американская компания не заключает. Что же касается ведения переговоров и консультаций с клиентами, то это частное дело компании. «Может, они договариваются о полете на 2050 год», - заметили в Роскосмосе.
Идею туристического полета вокруг Луны выдвинул в 2005 году Николай Севастьянов , тогда только заступивший на пост президента ракетно-космической корпорации «Энергия» имени С.П.Королева. А компания Space Adventures изъявила готовность заняться поиском потенциальных клиентов. Но буквально две недели назад главу корпорации «Энергия» – ведущего предприятия отрасли, основным акционером которого является государство – по инициативе Роскосмоса отстранили от должности.
В качестве возможной причины отставки эксперты называют как раз то, что амбициозные инициативы Севастьянова в области развития российской пилотируемой космонавтики, в частности, планы пилотируемых полетов на Луну и Марс, не соответствовали национальной космической политике и достаточно сдержанным планам Роскосмоса.
В Роскосмосе принципиально дистанцируются от идей бывшего главы РКК «Энергия» о полете туристов к Луне и неохотно дают комментарии, утверждая, что говорить об этом пока преждевременно. Поскольку именно Севастьянов был главным лоббистом «лунных туров», теперь трудно предугадать, как быстро эта идея воплотится в жизнь. Но, судя по тому, какими темпами развивается космический туризм, идея туристических полетов на Луну бесхозной не останется.
Напомним, что с 2001 года силами Роскосмоса на МКС побывали уже 5 туристов. В 2004 году в США была предпринята первая попытка неправительственного освоения космического пространства. Первый частный корабль впервые совершил суборбитальный полет – пересек нижнюю границу космоса, поднявшись на высоту 100 километров, без выхода на орбиту. Хотя на борту корабля был один пилот, этот экспериментальный запуск показал, что космос открыт и для частных компаний, и способствовал развитию частного космического туризма.
С производителем этих кораблей заключила контракт компания Virgin Galactic, которая в 2005 году начала продажу космических туров. Глава компании Virgin Galactic Ричард Брэнсон заявил в начале июля, что строительство корабля, предназначенного для суборбитальных полетов в космос, будет завершено к концу 2007 года, а регулярные туристические рейсы начнутся в первой половине 2008 года.
О перспективах космического туризма и о том, кто будет нести ответственность за несчастный случай в космосе, в интервью «Правде.Ру» рассказали западные эксперты.
«В настоящее время Россия является единственной страной, которая отправляла частных лиц на орбиту. Основанная британцем компания Virgin Galactic планирует отправку первых туристов в суборбитальный полет в 2009 году. Что же касается США, то, возможно, первыми, кто осуществит коммерческий рейс, будут Rocketplane или BensonSpace. Вероятно, это произойдет около 2010 года», - заявил Дерек Веббер , руководитель американского проекта Spaceport Associates, бывший конструктор ракет-носителей и спутников.
По его словам, европейцы могли бы использовать ракету-носитель «Союз», когда будет завершено строительство площадок для запуска на космодроме Куру во Французской Гвиане.
«Сейчас компания EADS Astrium (дочернее предприятие Европейского авиакосмического концерна EADS) занята поиском инвесторов для строительства нового летательного аппарата – гибрида самолета и ракеты. Но частные космические суборбитальные полеты будут возможны не ранее 2012 года. А вот Китай, который недавно вошел в тройку ведущих космических держав и мог бы осуществлять коммерческие рейсы на своем космическом корабле «Шэньчжоу», пока не делал никаких публичных заявлений о планах в области космического туризма», - отметил Дерек Веббер.
Понятно, что частный космический туризм связан с несколько большими рисками, чем полеты, организованные национальными космическими агентствами. Как заявил доцент Университета Западного Сиднея Стивен Фриленд – эксперт в области коммерческих аспектов международного космического права – ответственность за нечастные случаи в космосе будет зависеть от страны, посылающей туристов.
«В Конвенции о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами, предусмотрены жалобы со стороны пострадавших от космических объектов, причем они должны рассматриваться на международном уровне. Однако на сегодняшний день трудно сказать, все ли аспекты космического туризма подходят под действие этой конвенции. Очевидно, что ответственность за нечастные случаи во время космического путешествия будет возлагаться согласно действующим законам страны, посылающей туристов в космос, и может варьироваться», - рассказал Фриленд.
В свою очередь американский эксперт предположил, что со временем развитие космического туризма приведет к тому, что в страховом бизнесе появится специальное ответвление.
«Сейчас космические туристы заранее предупреждаются о возможных рисках, после чего их просят подписать отказ от претензий к туроператору, за исключением тех случаев, когда эти претензии вызваны преступной халатностью последнего. Космический туризм приведет к тому, что в страховом бизнесе появится новая ответвление, которое и будет рассматривать всевозможные несчастные случаи, которые могут произойти во время полета с туристами», - отметил эксперт.