Эволюционная теория до сих пор остается открытым для дискуссий вопросом. Регулярно возникают многочисленные гипотезы, которыми ученые пытаются объяснить особенности развития человека и его преобладание над остальным животным миром. Одной из подобных идей является «кулинарная эволюция», в которой развитие Homo Sapiens поставлено в прямую зависимость от совершенствования наших кулинарных навыков.
Достаточно присмотреться к человеку, чтобы понять: это создание не приспособлено для выживания в диких условиях. Наши зубы не могут пережевывать грубую растительную пищу, челюсти слишком слабы, а ротовое отверстие мало. Эволюционисты недоумевают – как человечество до сих пор не отказалось от потребления мяса, которое требует слишком много усилий для разжевывания.
Такое развитие человеческого организма даже послужило причиной для ряда высказываний немецких и американских биологов, который считают увлечение вегетарианством и сыроедством переходом к нормальному для Homo sapiens рациону питания. Именно такую пищу добывали собирательством и примитивным рыболовством наши отдаленные предки.
Читайте также " Первобытный клей до сих пор действует "
«Кулинарные обезьяны - создания, покорившие огонь», - такое определение дает человечеству Ричард Ронхейм, профессор биологической антропологии Гарвардского университета, объясняя место людей в эволюционном процессе. По его теории, именно умение обращаться с огнем и приготавливать на нем пищу стало основой эволюционного развития Homo sapiens и определило наш внешний облик и функции организма.
Ронхейм претендует, как минимум, на авторство новой теории эволюции, которую он назвал «кулинарная гипотеза». Со слов профессора, его предположения позволяют закрыть проблемы в классической теории Дарвина, которая полна «белых пятен» и не может объяснить некоторые эволюционные процессы.
Примерно около двух миллионов лет назад человек прямоходящий (Homo erectus) разделился на несколько видов. Ронхейм уверен, что одной из причин такого разделение стала способность некоторых из пралюдей добывать и укрощать огонь. Этим, с антропологической точки зрения, можно объяснить многочисленные различия между разными ветками гоминидов.
«Кулинарная революция породила много нового, - говорит Ричард Ронхейм. – Приготовленная пища стала более безопасна, приобрела яркий и богатый вкус, а, кроме того, стала меньше подвержена гниению при правильном хранении. Сам процесс термической обработки позволил первобытным поварам экспериментировать с различными видами еды – измельчать, смешивать, варить. Но ничто из этого не важно так, как самое главное достижение кулинарии – приготовленная на огне пища упрощает процесс переваривания и позволяет получать больше калорий из того же количества продуктов».
Смотрите фоторепортажи в разделе " Наука и история "
Дополнительная энергия и стала двигателем эволюционного процесса. Заметно повысился иммунитет первобытных людей, они стали лучше переносить климатические изменения, активнее размножаться. Умение готовить еду на огне оказалось еще одним видом естественного отбора, о котором Чарльз Дарвин даже не мог подумать. Все положительные эффекты кулинарии, естественно, оказали серьезное влияние на анатомию, экологию, социальную жизнь и психологию Homo sapiens.
Образовавшиеся излишки калорий достались мозгу, который способен потребить и использовать любое достающееся ему количество жизненной энергии. Получается, что рост объема головного мозга и появление в результате этого абстрактного мышления также стали последствиями развития кулинарных навыков.
Использование открытого огня и употребление обработанной пищи привели и к сокращению волосяного покрова Homo sapiens. Теперь первобытные люди могли быстрее бегать и заниматься другой физической нагрузкой без опасности перегрева организма. Кроме того, даримое костром тепло позволило нашим предкам окончательно расстаться со способностями лазить по деревьям – вместо этого они спали на прогретой земле и каждый вечер собирались у костра.
Профессор Ронхейм уверен, что подобное развитие человечества может объяснить многие межвидовые отличия среди гоминидов, а также вид и анатомическое строение современного человека. Именно поэтому нельзя насильственно изменить природу человека, переводя его на растительную или сырую пищу – наш организм просто не приспособлен для подобных экспериментов. При потреблении подобной еды человек усваивает не более 50 процентов от своей суточной нормы калорий,
Не являясь медиком, Ричард Ронхейм не берется давать советы, однако свою гипотезу и связанные с ней аспекты человеческой жизни он изложил в научно-популярной книге «Укрощенный огонь: Как кулинария сделала нас людьми». И, самое главное, он предлагает своим коллегам пересмотреть отношение к первобытному человечеству. «Зоологи часто пытаются изобразить наш вид как голых, двуногих созданий с большим мозгом. На самом деле пришла пора воспринимать человека просто как обезьяну с маленьким ртом», - пишет в завершении своей монографии профессор.
Читайте также в разделе " Наука и техника "