Немецкие биологи выяснили, что у летучих мышей самцов завоевывают самки

Серенады летучих мышей исполняются дамами

Немецкие ученые выяснили, что у летучих мышей не самцы поют самкам серенады, а наоборот. У ночных обитателей тропиков мешкокрылов именно дама должна спеть первой, чтобы привлечь внимание самца. Правда, люди этих песен слышать не могут, поскольку они звучат в ультразвуковом диапазоне. Но для дам важно, чтобы их сразу услышал их рукокрылый кавалер. 

Чаще всего в природе именно самцы поют серенады самкам, завлекая их на свою территорию. За примерами далеко ходить не надо — так поступают представители сильного пола у птиц, амфибий и многих млекопитающих. Да и у людей, если вспомнить средневековых трубадуров, такая традиция тоже имеется. То есть вполне можно считать подобный способ ухаживания общим правилом.

Тем не менее, из всякого правила бывают исключения — и в том числе и из этого. Недавно биологи из Ульмского университета и Берлинского университета имени Гумбольдта установили, что самкам некоторых летучих мышей приходится петь серенады своим кавалерам. Конечно же, речь идет вовсе не о песнях в слышимом звуковом диапазоне — летучие мыши таким образом общаются крайне редко. Рукокрылые дамочки, заявляя о своем появлении, используют ультразвуковую позывку.

Следует заметить, что до сих пор вопрос о том, как летучая мышь может идентифицировать пол партнера, до сих пор оставался открытым. Попросту говоря, ученые этого не знали. Поскольку данные зверьки не имеют ярких цветов в окраске, то визуальное распознавание исключается — ночью все летучие мыши серы. Сомнительно также распознавание по запаху — наблюдения показывали, что самцы идентифицируют самок даже тогда, когда те находятся от них достаточно далеко, а на такое расстояние запахи этих некрупных и скрытных млекопитающих не распространяются.

Читайте также: Первые антирадары "придумали" бабочки

Для того чтобы изучить этот вопрос, зоологи из Германии решили исследовать поведение двулинейных мешкокрылов (Saccopteryx bilineata), обитающих в джунглях Центральной и Южной Америки. Эти своеобразные рукокрылые живут полигамными семьями, то есть в каждой семье имеется один самец и от двух до восьми самок. Известно, что каждая такая семья весьма привязана к своему дому, или, если точнее, к дневному убежищу. Чаще всего в роли такового выступает большое раскидистое дерево, коих в тропических лесах имеется достаточно. В это убежище члены семьи всегда возвращаются после каждой ночной охоты.

Как и положено каждому "султану", глава семьи ревностно охраняет общий дом от посягательств на него других самцов. И здесь ему приходиться выполнять роль "локатора" — он постоянно отслеживает ультразвуковые позывки пролетающих мимо дерева сородичей. Было установлено, что если пришелец идентифицируется как самец, то хозяин начинал демонстрировать агрессию при помощи особых криков, весьма напоминающих собачий лай. А вот при подлете самки "султан" быстро менял гневнамилостьиначинал нежно ворковать.

Биологи решили выяснить, насколько различаются позывки самцов и самок. В результате выяснилось, что представительницы прекрасного пола обладают тонкими ультразвуковыми голосами, частота которых выше, чем у мужских. Более того, позывка самок достаточно длинная — самцы издают более короткие звуки. Интересно, что высота голосов у мешкокрылов вовсе не связана с размером: массивные самочки всегда пели очень высокими голосами, тогда как обычно чем больше размеры животного, тем ниже тембр голоса.

Особая пикантность ситуации заключается в том, что у мешкокрылов самки, несмотря на привязанность к дому, свободны в выборе полового партнера. Они могут легко польститься и на призывы другого "султана". И они сделают это, если их "господин" не сразу услышит призывной клич и не начнет в ответ свое воркование. Поэтому самцы все время должны быть начеку — им нужно идентифицировать самку еще тогда, когда она находится далеко от дерева. Возможно, естественный отбор у мешкокрылов как раз покровительствует тем, кто оперативно реагирует на женские "серенады".

Интересно, что хоть эхолокация у летучих мышей было открыта в далеком 1958 году, до сих пор никто и не задумывался над тем, что она может выполнять у этих зверьков разные функции. Изначально ее воспринимали как очень специализированное свойство слуховой системы и предполагали, что она, как всякая такая способность, нацелена на выполнение какой-то одной или ограниченного числа функций, то есть в данном случае — на определение местоположения окружающих объектов. Поэтому никто даже не проводил экспериментов, которые могли бы выяснить ее другие свойства.

После исследований, проведенных немецкими зоологами, стало ясно, что эхолокация представляет собой обычный для летучих мышей способ общения с окружающим миром. Подобно слуху и зрению, обонянию и осязанию, способность воспринимать эхолокационные сигналы позволяет животному распознавать самые разные свойства объектов и использовать их так, как того требует обстановка. Конечно, она без всякого сомнения является специализированной функцией, но все же она не более специализированная, чем тончайшее обоняние у собак и других животных, или острейшее зрение у хищных птиц, или способность с помощью боковой линии анализировать скорость и направление движения окружающей воды у рыб.

Читайте также: К чему прислушиваются летучие мыши

Получается, что и эхолокация тоже может быть многофункциональной. И, более того, именно от нее зависит возможность продолжения рода у летучих мышей. Впрочем, пока сложно сказать, закономерно подобное для всех летучих мышей или это феномен только лишь двулиненйных мешкокрылов. Нужно провести еще много экспериментов для того, чтобы выяснить это…

Читайте самое интересное в рубрике "Наука и техника"

Автор Антон Евсеев
Антон Евсеев — зоолог, корреспондент, позже редактор отдела науки Правды.Р *
Обсудить