Археологи, исследующие обломки одного из самых древних дошедших до нас кораблей, решили испытать на практике мореходные технологии Древнего Египта. Для этого они построили точную копию судна, которому почти 4000 лет.
Останки корабля, возраст которого составляет примерно 3800 лет, были обнаружены в пещерах Вади Гавасис в 2006 году. Большие куски обшивки судна, части каркаса и обломки весел позволили полностью реконструировать внешний вид церемониального корабля.
Археологи точно установили, что данное судно предназначалось для путешествия женщины-фараона Хатшепсут из Египта в страну Пунт на восточном побережье полуострова Сомали (на территории современных Эфиопии и Йемена). Именно это государство, известное в те времена как Та-Нечер – «земля богов», представляло огромный интерес для правящей династии Египта. Страна фараонов закупала там черное дерево, слоновую кость, золото и рабов.
Фараон Хатшепсут правила в середине второго тысячелетия до нашей эры. Она – единственная известная нам правительница Египта, которая пришла к власти по правам наследования, получив трон после супруга Тутмоса II. Она пользовалась огромным авторитетом и уважением, как среди простого населения, так и среди знати. В числе тех, кто поддерживал ее власть, были одни из самых привилегированных членов египетского общества – солдаты-ветераны.
Долгое время было принято считать, что правление Хатшепсут было мирным. Об этом говорят многие исторические источники, содержащие информацию о том, что фараон решала все вопросы внешней политики исключительно в рамках переговоров. Но последние исследования показали, что Хатшепсут организовывала военные походы (в том числе и захватнические) и лично возглавила два из них.
Страна Пунт стала одним из субъектов египетской экспансии. В 1482-1481 годах д.н.э. фараон лично стала во главе военного похода против этой страны. Однако операция оказалась практически бескровной, и очень быстро царь Пареху и царица Ати признали верховную власть Египта.
Обнаруженное судно является флагманом флота Хатшепсут, на котором совершала плавание сама правительница. Древесина обшивки и каркаса сохранилась в отличном состоянии – в ней остались даже четкие многочисленные ходы жуков-древоточцев. Морской археолог Шерил Уард уверена, что паразиты прогрызли корабль во время шестимесячного плавания в Пунт на расстояние более 3000 километров.
Идею построить реплику флагмана египетского флота и повторить маршрут фараона Хатшепсут ученым предложили французские кинодокументалисты из студии Sombrero & Co. Вместо традиционного для древнеегипетского кораблестроения кедра была использована древесина дугласии (Pseudotsuga menziesii), отличающаяся большей прочностью и устойчивостью к воздействию соленой воды.
Для работ по созданию корабля был приглашен известный архитектор Патрик Коузер, который уже много лет занимается изучением дизайна древнеегипетских морских судов. По росписям и фрескам в гробнице фараона Хатшепсут он смог реконструировать, как внешний вид флагмана, так и его такелажную систему.
Первое пробное плавание корабля Min of the Desert состоялось в Красном море в декабре прошлого года. Команда из 24 человек легко управляет этим судном, лишенным каких-либо средств автоматизации и, естественно, электроники. «Мы использовали морские технологии, которые не применялись вот уже более 3500 лет, но они по-прежнему работают!», - восхищается Шерил Уард.
В начале 2009 года была предпринята попытка повторить маршрут военного похода Хатшепсут, но через неделю она была прервана, в связи с угрозой нападения пиратов. Однако ученые не оставляют надежду, что рано или поздно они смогут пройти запланированным маршрутом. И это будет первое путешествие на копии древнеегипетского корабля со времен экспедиции Тура Хейердала на тростниковой лодке «Ра-II» в 1970 году.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.