Способности роботов ориентироваться в незнакомой местности с каждый годом совершенствуются. В ход идут различные методики – умение распознавать указатели и читать карты, ориентирование по компасу и, естественно, GPS-навигация. Однако в городских условиях существует еще один способ ориентирования – достаточно спросить дорогу у прохожих. Именно это умение демонстрирует новый робот, сконструированный немецкими инженерами.
Мобильный робот ACE (Autonomous City Explorer – Автономный исследователь города) испытывает недостаток в картах местности и не умеет пользоваться GPS-навигатором. Зато он отличается разговорчивостью и понятливостью, поэтому всегда может спросить правильное направление у прохожих, как сделал бы на его месте заблудившийся человек.
При помощи камер ACE ищет поблизости людей – он распознает их по силуэту и характерной манере передвижения. К тому, кого робот выбрал своим помощником, он поворачивает «голову», снабженную двумя экранами. Один из них изображает анимированный рот, который шевелится соответственно произносимым словам. Второй экран является сенсорным – с его помощью робот общается с прохожими.
Читайте также " Мальчик-робот возьмет под опеку детей-аутистов "
ACE просит человека нажать на экран. И затем спрашивает, в каком направлении ему нужно двигаться, чтобы достичь конечной цели. При помощи специального программного обеспечения ACE распознает позу и жесты человека, обрабатывает данные, говорит «спасибо» и следует по указанному маршруту.
Для проведения полевых испытаний робота отвезли подальше от «дома» - Технического университета Мюнхена – и дали задание добраться до площади Мариенплатц в центре города. Всего путь, который предстояло преодолеть ACE, составил полтора километра.
На выполнение задачи у робота ушло около пяти часов, в течение которых он успел пообщаться с 38 прохожими. При этом скорость передвижения постепенно возрастала по мере того, как робот учился ориентироваться и ступать в контакт с людьми. Когда ACE достиг установленной контрольной точки, эксперимент пришлось прекратить из-за большого количества желающих сделать одолжение металлическому бродяге и помочь ему с поиском дороги.
«В теории робот будет продолжать движение в неправильную сторону до тех пор, пока ему не потребуется поискать новые источники информации, - говорит участник разработки ACE Андри Бауэр. - Поэтому мы сейчас работает над системой, которая позволит роботу проверять полученную информацию на достоверность».
Наблюдавшие за опытами немецких робототехников ученые из других стран отмечают, что путешествие ACE стало новой вехой в истории создания искусственного интеллекта. Так, один из конструкторов Пол Ньюмен из Оксфордского университета (Великобритания) отметил, что умение ориентироваться в окружающей среде при помощи системы осознанного распознания, а также возможность привлекать людей к сотрудничеству являются очень существенным прорывом в робототехнике как в научном, так и в социальном отношении.
Смотрите фоторепортажи в разделе " Наука и история "
Сам Ньюман и его ученики работают над более сложной системой навигации, построенной по аналогии с умением человека ориентироваться в пространстве. Как мы обращаемся к памяти, встречая похожие объекты и явления, так и робот должен научиться ориентироваться на основании собственных воспоминаний
«Представьте, что дом охвачен огнем. Чтобы объяснить пожарным, как вас найти, вы не будете пересылать ему схему здания с проложенным маршрутом. Вы просто скажите «вниз по коридору, третья дверь направо». Мы хотим научить роботов ориентироваться в пространстве так же, как это делают люди», - говорит Пол Ньюман, описывая свою разработку.
Способность к образному мышлению является единственным недостатком, который затормаживает развитие робототехники в мире. Как только это препятствие будет преодолено, уверены ученые, роботы сразу займут важное место в повседневной жизни каждого человека.
Читайте также в разделе " Наука и техника "