Звучит фантастично, но 3D-принтеры могут печатать практически все: от еды до деталей автомобилей и целых домов, причем по индивидуальному заказу! Какие возможности трехмерная печать открывает для промышленности, малого бизнеса и обыкновенных потребителей? Когда виртуальная среда станет трехмерной реальностью и войдет в нашу жизнь? На эти вопросы Pravda. Ru отвечает генеральный директор, сооснователь компании Picaso 3D Андрей Исупов.
— Виртуальный мир стремительно врывается в реальную жизнь. Фантастика уже происходит? На 3D-принтере уже можно печатать многие нужные вещи?
— Абсолютно верно. Это устройство, которое позволяет печатать (в нашем случае из пластика) по 3D-модели любой объект, который вы спроектируете. На этих принтерах можно печатать все — от еды или искусственных органов до целого дома, причем по любому индивидуальному заказу.
— По какому принципу работают эти принтеры?
— Начнем с того, что 3D-принтеры - это некий класс устройств. Они бывают разные. Есть принтеры, которые печатают из пластика, есть принтеры, которые печатают, например, из металла, есть принтеры, которые печатают из бетона, и есть принтеры, которые печатают из специальных биочернил.
— То есть каждый принтер изначально создается под какой-то один материал. Невозможно заменить сырье, и вместо пластмассы грузить и запустить в работу бетон или пищевые продукты? И нюансы устройства тоже могут быть разные?
— Да, естественно. Если говорить про печать, например, из бетона, то размеры принтера должны быть соизмеримы с размером того изделия, которое в итоге должно получиться. То же самое если говорить про пластик, про еду и так далее. Но 3D-принтер для еды, понятно, что это не печать на молекулярном уровне, а печать из некой готовой массы. Он ее просто выдавливает.
— Как кондитер выдавливает розочки на торт, да?
— Да, здесь большого коммерческого применения данных устройств я широко не вижу, кроме как определенного узкого спектра. Но если говорить про 3D-принтеры, которые печатают из бетона, то это достаточно перспективная технология, которая в будущем позволит быстро и эффективно возводить простые постройки на первых порах, а потом, конечно же, и более сложные.
В дальнейшем эта технология будет развиваться, и куда она уйдет — пока даже непонятно. Вполне возможно, что очень скоро мы сможем печатать самые разные дома.
— Какие еще перспективные области применения 3D-принтеров видятся уже сегодня? Печенье печатать, наверное, баловство. А дом или искусственный человеческий орган — это уже переворот в науке, производстве и всей жизни. Какие еще отрасли ждут — не дождутся или уже активно используют эти технологии?
— Сейчас уже вовсю эксплуатируют эти принтеры, например, в стоматологии… В стоматологии печатают специальные замены брекетов, которые достаточно безболезненно и быстро позволяют выравнивать зубы. Сначала при помощи 3D-сканера делается сканирование области челюсти, зубов.
Дальше по 3D-модели выращивается на 3D-принтере макет плоскости зубной полости. Дальше по этому макету берутся специальные пластиковые пластины, которые формуются по этой распечатанной модели, и печатаются порядка 20 наборов различных коронок.
Инженерия, например, уже начинает использовать. Здесь можно печатать прототипы различных деталей. То есть конструктор может у себя на столе иметь принтер: что-то спроектировал, распечатал на принтере, тут же вытащил, собрал, проверил, доработал или сразу пустил в эксплуатацию. Это очень удобно, быстро и эффективно.
Например, образование — тоже достаточно широкая область применения. Очень много таких принтеров входит сейчас в образование, и там это используется, начиная от различных кружков и заканчивая уроками труда или информатики.
— Но пока это роскошь? Видимо, такая техника очень дорогая?
— Не скажу, что роскошь. Есть 3D-принтеры профессионального сегмента, которые стоят десятки миллионов рублей. Но есть 3D-принтеры и недорогие. Это как раз тот сегмент, в котором работаем мы. Их стоимость варьируется от 50 тысяч рублей до 500 тысяч рублей.
— Трехмерная печать перевернет мир в недалеком будущем? Это очередная промышленная революция?
— Ну, скажу точно, что мой мир оно перевернуло однозначно. И производственный процесс, конечно, меняется принципиально.
— Это стимулирует и творческое начало?
— Естественно! Когда мы берем конструктор, мы имеем ограничение именно в построении из-за тех блоков, которые нам даны изначально. С 3D-принтером у нас фантазия не ограничена.
Наш последний флагманский продукт реально имеет больше возможностей, чем зарубежные принтеры. Основное наше конкурентное преимущество — это новая печатающая головка, которая позволяет выстраивать печатающие структуры вторым материалом.
Интервью к публикации подготовил Юрий Кондратьев
Беседовала