Научная фантастика (НФ) вот уже многие десятилетия служит проводником в будущее, которое должны предоставить человечеству ученые. Писатели выдвигали предположения и выдумывали новые устройства, которые со временем находили применение, как в научной работе, так и в повседневном использовании. Ежегодно мы видим множество подтверждений тому, что литературные предсказания и пророчества сбываются.
Среди множества ставших простыми и обыденными для нас вещей, которые конструкторы и изобретатели позаимствовали из фантастических романов, есть несколько глобальных понятий. Некоторые из них уже нашли воплощение в реальном мире, другие пока еще остаются terra incognita для современной науки, однако раскрытие их природы – лишь вопрос времени.
Одними из важнейших терминов, вошедших в нашу жизнь, стали слова « робот » и « робототехника ». Легенда гласит, что роботов придумал младший брат Карела Чапека Йозеф. Когда великий чешский сатирик искал слово для обозначения живых машин, он обратился за советом к своему брату-соавтору, а тот просто позаимствовал лемму из польского языка.
Надо сказать, что братья Чапек во многом опередили время – их персонажи были не механизмами, а прообразом андроидов, т.е. обладали всеми признаками человека, однако были лишены эмоций и чувств. С другой стороны, термин «робот» применялся долгое время исключительно к человекообразных механизмам, в то время, как настоящий образец автоматизации продемонстрировал еще в 1898 году Никола Тесла, построивший радиоуправляемое судно.
Идею роботов довел до совершенства американский писатель российского происхождения Айзек Азимов. Разработанные им «Три закона робототехники» оказались настолько хорошо и логично сформулированы, что сейчас рассматриваются в качестве образца конструирования машинного разума.
Еще одним словосочетанием, уверенно перешагнувшим из вымысла в реальную жизнь, стала генетическая инженерия . Этот термин был предложен столпом американской фантастики Джейком Уильямсоном еще в далеком 1951 году в романе «Драконий остров». С тех пор возможность манипулирования генным материалом давно перестала быть выдумкой, превратившись в один из важнейших рабочих инструментов биологических лабораторий.
Джейк Уильмсон придумал еще и « ионный двигатель », ускоряющий космические корабли потоком заряженных частиц. Эта технология была впервые описана в его романе «Эквалайзер» в 1947 году, а в 70-ые стала самым распространенным клише в жанре. Практическая реализация подобного устройства еще только находится в теоретический разработке, однако конструкторы уверены – подобный способ движения космических судов может стать реальностью в ближайшие десятилетия.
Нулевая гравитация (невесомость) – обязательный атрибут внеземных путешествий, как в представлениях фантастов, так и на практике. Несмотря на то, что отсутствие притяжения на околоземной орбите было предсказано и описано математически еще Константином Циолковским, многие писатели пользовались этим понятием, не вникая в его суть. Так, в 1938 году Джек Биндер описал невесомость как нормальное состояние в центре ядра Земли.
Первое достоверное описание нулевой гравитации и его воздействие на живые организмы дал в 1936 году советский писатель-фантаст Александр Беляев в романе «Звезда КЭЦ». Дальнейшее развитие этой идеи, подкрепленное впоследствии научными работами, дал Артур Кларк, который смог не только предположить эффект невесомости, но и описал гравитационные поля других планет Солнечной системы.
Термин « глубокий космос » появился на свет с легкой руки Дока Смита в 1934 году. Этим словосочетанием фантаст назвал пространства между звездными системами, но позднее термин стал обозначать все области Вселенной, удаленные на большое расстояние от Земли (или других человеческих поселений в НФ).
Космический скафандр появился в литературе очень давно, однако только в 1934 году тот же Док Смит дал его развернутое техническое описание. В его романах скафандр был универсальным одеянием, подходящим для выхода в открытый космос и высадки на другие планеты. Именно эту конструкцию приняли за основу инженеры NASA при создании реального прототипа, который использовался вплоть до недавнего времени.
Компьютерные вирусы впервые засветились в 1967 году в одном из эпизодов сериала Star Trek , когда вирус поразил системы управления корабля Enterprise. Прямую аналогию вредоносной программы с биологическим вирусом придумал сценарист сериала Дэйв Джеррольд, позднее посвятивший этой
Самовоспроизводящиеся вирусы, способные находить в системе уязвимые места и проникать сквозь них с легкой руки Джона Браннера получили название « черви ». Герой романа Shockwave Rider (1975) использует подобную программу для уничтожения глобальной компьютерной системы слежения в деспотическом государстве. Именно роман Браннера стал первоосновой для появления первых идеологических анархистов компьютерного мира – хакеров.