Механизм взаимного ядерного сдерживания являлся основой стратегической стабильности в период “холодной войны”.
Дисциплина биполярного мира жестко закрепляла неравенство и неравноправие участников международных отношений - им было запрещено делать то, что позволяли себе сверхдержавы. Режим нераспространения ядерного оружия юридически закрепил двойную мораль сверхдержав и сделал невозможным повышение статуса других стран, включая не только десяток “пороговых” ядерных государств, но и Японию и Германию, которые восстановили свою экономическую мощь, но были лишены возможность нарастить адекватные ей военные мускулы.Сейчас этот механизм нарушен, и не только потому, что завершился период “холодной войны”.
Ядерные испытания, проведенные Индией и Пакистаном, стали самым важным событием мировой истории конца ХХ века, давая представление о конфигурации мировой политики и конфликтов будущего.Крах режима нераспространения и резкое изменение баланса сил между Россией и другими странами существенно ослабляют нашу позицию. Только самая примитивная интерпретация российских интересов может подвести к ложному выводу о том, что Москва окажется в выигрыше от такого развития событий из-за тесных военно-технических связей с той или другой стороной.
Задача заключается в том, как свести к минимуму негативные последствия расширения ядерного клуба. Необходимо добиться, чтобы Дели и Исламабад присоединились к Договору о нераспространении ядерного оружия и Договору о запрещении ядерных испытаний. Необходимо убедить других потенциальных нарушителей режима нераспространения не вставать на путь Индии и Пакистана.
Многие эксперты считают, что только КНР обладает потенциалом превращения в новую сверхдержаву в грядущем веке. Удержится ли Пекин от соблазна нарастить свой ядерный потенциал, приступив к массированному развертыванию новых стратегических систем?
Сохранят ли безъядерный статус Япония и Германия? Будут ли пересматривать Париж и Лондон свои планы частичного сокращения своих ядерных вооружений?Особо отмечу, что только в том случае, если Москва и Вашингтон договорятся о более глубоких сокращениях, другие ядерные государства могут согласиться на ограничения собственных ядерных потенциалов. С этой точки зрения, без ратификации Договора СНВ-2 невозможно нейтрализовать негативные последствия ядерного клуба.Наконец, последние события поставили под вопрос ключевые тезисы, на которых строится стратегия обеспечения безопасности России.
Это - ставка на ядерное сдерживание и представление о том, что многополярная система международных отношений автоматически обеспечит защиту российских интересов в мировой политике. Если новые центры сил, уже сейчас превосходящие Россию по экономическим показателям, обзаведутся ядерными потенциалами, уравновешивающими российский, то будет в значительной степени подорвана вся система безопасности нашей страны.
06.06.98