Исследователь из Подмосковья предложил кардинально более совершенный метод оценки интеллектуальных способностей человека, даже не сравнимый с уже устаревшим и примитивным показателем IQ.
Это измерение коэффициента интеллекта IQ на Западе сегодня считается стандартным психометрическим способом измерения умственных способностей человека, хотя изобретен был не вчера и давно не отвечает уровню современной техники обработки информации.
Принцип, на котором построен данный метод основан на том, что: испытуемого тестируют вопросами тестового задания, не имеющими профессиональной направленности и не связанными друг с другом причинно-следственной связью; фиксируют ответ испытуемого; численно оценивают результат каждого ответа по двухуровневой шкале; оценивают результат ответов на все тестовое задание (интеллект "умственного возраста") суммированием оценок за каждый вопрос тестового задания; критерий успешного решения вопроса либо регламентируют исходя из общепринятых рекомендаций, либо вырабатывают экспертным образом; итоговую оценку всего тестового задания определяют коэффициентом интеллекта IQ, равным отношению, умноженному на 100, интеллекта "умственного возраста" к интеллекту "хронологического возраста", который определяют по статистическим данным решения этого же тестового задания сверстниками испытуемого как средний результат этого тестирования.
Эта американская система давно показала свою необъективность из-за того, что, применяя довольно простые вопросы тестового задания, не имеющие профессиональной направленности данного испытуемого, она не позволяет измерить основной, профессиональный интеллект человека. Данный способ еще необъективен по той причине, что оценивая ответ по двухуровневой шкале, он не позволяет объективно оценивать не полностью правильные ответы на сложные вопросы и не позволяет объективно измерять количество сложных знаний, в которых важна последовательность составляющих его элементов. Этот способ необъективно измеряет интеллект, поскольку в нем не учитываются вопросы различной сложности. Практическое применение этого способа показало, что он менее объективен по положительному критерию, чем по отрицательному, то есть менее объективно дифференцирует положительные отклонения интеллектуальной одаренности от нормы, чем умственную отсталость от нормы.
Эвристический и статистический способы измерения количества знаний и интеллектуальных возможностей также по мнению автора нового способа - Евграфова Павла Михайловича не позволяет эффективно измерять интеллект человека.
По этой причине им был разработан способ, который обладает повышенной объективностью оценки знаний и интеллектуальных возможностей человека.
Он строится на том, что в способе оценки знаний и интеллектуальных возможностей, в котором испытуемого тестируют вопросами тестового задания, фиксируют ответ испытуемого, численно оценивают правильность каждого ответа и ответов на все тестовое задание. Затем определяют сложность каждого вопроса тестового задания, вероятность указания испытуемым полностью правильного ответа, степень полноты и правильности ответа. Результат каждого ответа оценивают количеством баллов, равным произведению сложности вопроса на степень полноты и правильности ответа. После чего определяют итоговую оценку знаний и интеллектуальных возможностей за все тестовое задание.
Само тестовое задание при тестировании состоит из вопросов как логически связанных, так и логически несвязанных, ответы на которые представляют собой различные логически-комбинаторные знания, для ответа на каждый вопрос испытуемому предлагают набор частных вариантов ответа. В набор частных вариантов ответа наряду с правильными, включают и неправильные частные варианты ответа. При оценке ответа учитывают наличие в нем как правильных частных вариантов ответа, так и наличие в нем неправильных частных вариантов ответа. Сложность каждого вопроса определяют равной величине, обратно пропорциональной вероятности полностью правильного ответа на этот вопрос, которую определяют из условия равновероятности выборки каждого частного варианта ответа. Ответ испытуемого разделяют на правильную и неправильную части, определяют вероятность правильной части ответа и вероятность неправильной части ответа, на основании которых строят оценку степени полноты и правильности ответа.
Итоговую оценку знаний и интеллектуальных возможностей за все тестовое задание с логически несвязанными вопросами определяют равной сумме оценок за каждый отвеченный вопрос тестового задания, а для тестового задания с логически связанными вопросами, - равной произведению оценок за каждый отвеченный вопрос тестового задания.
Чем сложнее задача, тем меньше вероятность ее решения. Поэтому в способе вероятность полностью правильного ответа определяют величиной, обратно пропорциональной сложности задачи, а количество баллов за полностью правильный ответ приравнивают значению сложности задачи.
В случае независимого тестового задания вопросы поступают в случайной последовательности и под произвольными номерами, что исключает возможность записи ответов на вопрос испытуемыми с целью подготовки шпаргалки. В случае деловой игры вопросы поступают в порядке, определяющемся сценарием игры.
Текст вопроса может иметь любые размеры, число графических изображений тоже не регламентируется. В ходе ответа на вопросиспытуемый, конструируя ответ, может редактировать его произвольным образом, может возвращаться к просмотру текста вопроса и графических изображений. По завершении конструирования ответа испытуемый подтверждает окончание, и система автоматически производит подсчет баллов за этот вопрос и производит подсчет баллов за пройденные этапы. Эта информация поступает испытуемому. По завершении теста результат запоминается и на экран опять выводится список группы испытуемых. По окончании тестирования группы результаты могут быть просмотрены и выданы на распечатку.
Как отмечает автор, в настоящий момент система может быть реализована на любом персональном компьютере. Ограничения могут наступить лишь при очень большом объеме тестовых заданий и касаются, в основном, размеров свободной емкости жесткого диска.
По мнению Евграфова его способ позволяет повысить объективность оценки знаний и интеллектуальных возможностей в сравнении с традиционным и устаревшим тестом IQ.
Ссылки по теме