Президент входящей в «Группу МДМ» Сибирской угольной энергетической компании (СУЭК) «Байкал-уголь» Олег Мисевра выдвинул пакет взаимосвязанных комплексных предложений по снижению налогового бремени и оздоровлению финансового положения предприятий угольной отрасли, вступивших в процесс реструктуризации. Инициативы главы СУЭК обращены к Государственному Совету и правительству страны.
На первое место в ряду первоочередных мероприятий по снижению налоговой нагрузки и оздоровлению финансового положения предприятий угледобывающей промышленности руководитель СУЭК поставил продление сроков реструктуризации долгов угольщиков в бюджет и внебюджетные фонды. Необходимость принятия данной меры О.Мисевра мотивирует тем, что 60 процентов предприятий отрасли в рамках процесса реструктуризации исправно погашают долговые обязательства, а 4/5 из оставшихся 40 процентов представляют собой компании с большим государственным пакетом акций, причем почти все они значатся в перечне предприятий, подлежащих приватизации в нынешнем году.
Разгосударствлению, по словам О. Мисевры, подлежат предприятия-банкроты, за которые казна сможет выручить не более 6% от их реальной стоимости. В этой связи представляется принципиально необходимым продление сроков реструктуризации долгов для угольной промышленности, тем более что аналогичный шаг был недавно предпринят правительством в отношении предприятий военно-промышленного комплекса и аграрного сектора. «От продления сроков реструктуризации государство будет только в выигрыше», - уверен О.Мисевра.
С первым предложением президента СУЭК напрямую связана его инициатива по пересмотру в сторону уменьшения процентной ставки по платежам за реструктуризацию. В этой связи О.Мисевра напоминает, что сейчас размер этой ставки согласно постановлению правительства, принятому еще в 1999 году, составляет 5,5%. Так происходит потому, что данная ставка начисляется из расчета одной десятой ставки рефинансирования, которая в 1999 году составляла 55%. Сейчас, в 2002 году, ставка рефинансирования равняется 23%, однако угольщики продолжают платить, исходя из давно несуществующей величины в 55%. По мнению О.Мисевры, использование для начисления ставки устаревшего механизма противоречит главной цели реструктуризации угольной отрасли, которая как раз и заключается в облегчении условий погашения долгов.
Напрямую с погашением долгов перед бюджетом предприятий, вошедших в процесс реструктуризации, сопряжено третье предложение О.Мисевры. Как известно, в 2002 году угольные компании могут получить из бюджета 4 млрд. рублей в виде целевых кредитов, предназначенных исключительно на инвестиции для расширения производства. Компания СУЭК еще в 2001 году выиграла право на получение в 2002 г. 1,1 млрд. рублей бюджетных денег на инвестиции. Однако необычайно теплая минувшая зима и как следствие сокращение заказов от потребителей фактически привели к кризису перепроизводства угля. Поэтому СУЭК, как и другим угольным компаниям, брать целевые кредиты, предназначенные только на расширение производства, нет надобности. Однако поскольку деньги в бюджете для угольщиков предусмотрены, но эти финансовые ресурсы угольными компаниями не востребованы, О.Мисевра предлагает государственным органам принять решение об изменении целевого назначения данных сумм. Вместо расширения производства их следует направить целевым порядком на пополнение оборотных средств предприятий, вошедших в процесс реструктуризации, с целью погашения их задолженности перед бюджетом.
Бюджетные средства в этом случае целесообразно выделять угольщикам не в форме кредита, а в виде субсидирования процентной ставки по платежам за реструктуризацию. Таким образом, будет ослаблено налоговое бремя на отрасль, а правительство, выделив предусмотренные в бюджете деньги, получит их обратно в виде погашения долгов. Для казны выгода состоит в извлечении дополнительного дохода.
Четвертое предложение О.Мисевры также касается оздоровления ситуации с выплатой долгов угольщиков, но уже не бюджету, а во внебюджетный Дорожный фонд на региональном уровне. Эта инициатива адресована органам высшей государственной исполнительной власти страны, которые, по убеждению президента СУЭК, могут и должны повлиять на местных руководителей с тем, чтобы стимулировать их провести реструктуризацию долгов угольщиков в Дорожные фонды. Пока же, отмечает О.Мисевра, складывается парадоксальная ситуация, «когда все долги по налогам и платежам реструктурированы, а на предприятиях по-прежнему висит многомиллионный долг по Дорожному фонду, сохраняющий угрозу их банкротства». Из 89 субъектов Федерации такую реструктуризацию провели только в 35-40.
СУЭК «Байкал-Уголь» является крупнейшим отечественным угольным объединением, контролирующим производство около 35 процентов этого вида твердого топлива в стране. В состав управляемых СУЭК «Байкал-Уголь» предприятий входят «Красноярская угольная компания», «Востсибуголь», «Читинская угольная компания», «Угольная корпорация Сахалина», «Сахалинуголь», «Черногорская угольная компания», «Восточно-бейский разрез».
За дополнительной информацией обращаться
Пресс-служба СУЭК «Байкал-Уголь»
Телефон/Факс: 095 787-1745
E-mail: [email protected]