В минувшие выходные исполнилось 10 лет Gameland. Журнал «Хакер», ставший суперхитом конца 90-х, один из восьми изданий, которые сегодня выпускает компания. В планах Дмитрия Агарунова, генерального директора и идейного вдохновителя компании, сделать еще пару десятков журналов в течение следующих двух лет. Издательство собирается осваивать новые рынки, жестко удерживая позиции в области компьютерной прессы. Об этом и многом другом расспросил корреспондент «ПРАВДЫ.Ру» Алексей Богомолов главного «Хакера» страны.
— Первым журналом издательства была «Страна игр», потом появились «Official Play Station», «Хакер». Откуда появилась уверенность, что именно ниша компьютерной прессы сможет принести успех издательству?
— Все очень просто. На момент появления первого журнала я, как говорится, находился «в теме» — занимался продажей компьютерных игр. У нас был отдел в большом универмаге на Калининском проспекте. Бизнес шел успешно. Объем продаж доходил до 200 тысяч долларов. В том, что компьютерные игры интересны людям, убеждался каждый день собственными глазами. Поэтому и в успехе первого журнала — «Страны игр» — был уверен. Можно сказать, что мы делали его для своих клиентов.
— Была ли на тот момент в области компьютерной прессы серьезная конкуренция?
— Почти не было. Людям, увлеченным компьютерными играми, негде было узнать о том, что стоит покупать, что — нет. Кроме как у нас, – продавцов игр – им никто ничего не советовал, в лучшем случае ставил перед фактом, что вышла новая игра. Интернет тогда был развит слабо. Поэтому «Страна игр», вышедшая тиражом 5 тысяч экземпляров за три года увеличила его до 70 тысяч.
— Сегодня ваши журналы стоят достаточно дорого. Например, цена «Хакера» и «Спец Хакера», в розничной продаже около 100 рублей. Так было всегда?
— Это наша принципиальная политика. Мы считаем, что наш журнал должен приносить больше удовольствия, чем пара кружек пива. Если люди не хотят тратить за нашу продукцию такие деньги – значит, плохо работаем. Сто рублей – нормальная цена для хорошего журнала.
— Ваш издательский дом регулярно выпускает на рынок новые журналы. С чего вы начинаете работу над новым проектом?
— Четко формулируем, для кого делаем новый журнал. В России большинство изданий делается для себя. Это приводит, как правило, только к большим убыткам. Мы всегда жестко ограничиваем сегмент рынка. Для компьютерных изданий и нового молодежного журнала «Хулиган» — это активная российская молодежь. Для стартующего проекта «Свой бизнес» — начинающие предприниматели. По каждому изданию проводим социологические исследования, собираем фокус-группы, на которых читатели говорят, что им нравится, а что – нет. Люди не будут платить деньги за то, что им не нужно.
— Часть имиджа ваших журналов, в частности «Хакера», это хулиганство, игра на грани фола. Не обращались ли с претензиями жертвы ваших читателей?
— Да, было несколько исков, но когда мы выражали полную готовность отстаивать свою точку зрения в суде, иски отзывали. Изначально журнал делался не для того, чтобы воспитывать хулиганов и взломщиков, а для того, чтобы в озорной, задорной манере, привлечь молодежь к высоким технологиям. Каждый номер проверяется нашими юристами, мы это называем «фильтром тонкой очистки». Они указывают нам на моменты, которые могут быть превратно восприняты читателем. На журнал «Хакер» подписаны почти все системные администраторы в стране, включая системных администраторов в силовых структурах. С помощью журнала они закрывают пробелы в своих системах защиты.
— Вы долго занимались розничной торговлей параллельно с издательской деятельностью?
— Какое-то время нам удавалось совмещать оба направления. «Official Play Station» вышел в этот период. Мы участвовали в процессе прихода компании «Sony» на российский рынок, поэтому журнал, посвященный приставочным играм, стал естественным продолжением нашей торговой деятельности. А вскоре мы увидели, что рентабельность издательского бизнеса выше. Да и на игры постепенно начал падать спрос из-за мощного расцвета пиратства. Журнал «Хакер» выпустил уже издательский дом с именем. От торговли полностью мы отказываться не стали. Просто вместо обычного магазина мы стали заниматься on-line коммерцией. Интернет магазин «E-Shop» один из наших ведущих проектов.
— Переход от торговли к издательской деятельности требовал специальных знаний. Где вы нашли профессионалов?
— Мы продолжали работать с теми же людьми, с кем иработали. К сожалению, найти человека, который бы одновременно хорошо излагал свои мысли на бумаге и разбирался в предмете, очень сложно. Мы сделали упор на «разбирающихся в предмете». Это отличает нас от большинства изданий, в которых большая часть штата – журналисты, слабо понимающие то, о чем пишут. В нашей компании профессиональные журналисты, как правило, занимаются литературным редактированием текстов.
— Сейчас издательство выпускает два новых журнала, в ближайшей перспективе еще несколько проектов. По каким критериям вы подбираете себе кадры?
— Если говорить о руководителях направления, самое главное – это амбиции, желание добиться результата. Например, наш финансовый директор, пришел в 1995 году в компанию в качестве программиста, а сегодня – один из самых значимых людей фирмы. Профессионалов исполнителей, в отличие от «лидеров», на рынке достаточно. Поэтому мы берем потенциального руководителя с большими амбициями, обучаем его и таким образом получаем адаптированного для нашей компании человека.
Я вообще придерживаюсь правила не заниматься новый проектом, пока не найду человека, который мог бы его возглавить.
— То есть самое главное – это личные качества?
— Да, не скрою, для меня они всегда были важнее профессиональных.
— Вы сами принимаете участие в работе над журналами?
— Естественно, я принимаю все ключевые для компании решения. В остальном я сторонник максимальной передачи полномочий и ответственности. Работаю только с руководителями подразделений. Это очень удобно для структуры нашей компании, которая представляет из себя набор отдельных предприятий, отвечающих за тот или иной бизнес. У каждого из них есть директор. Это позволяет планировать стратегию развития компании, создавать новые предприятия, не теряя время на оперативную работу.
— В 90-ые было проще запустить новый бизнес, чем сегодня?
— С одной стороны, да. По большей части именно из-за низкой конкуренции. «Входной билет на рынок» стоил гораздо дешевле. Да и норма прибыли была тогда на порядок выше. Сейчас попасть на розничные прилавки намного сложнее, чем тогда. Но с другой стороны — постоянно меняющиеся законы, беспредел со стороны правоохранительных органов, плохо работающие банки... Многие сложности середины 90-х решаются сейчас элементарно. Нет проблем с интернетом, заказом авиабилетов, телефонами, кредитными карточками. Все, что не связанно непосредственно с профилем твоего бизнеса, например, уборка или организация обедов, могут быть заказаны на стороне. Появилась возможность начать действительно цивилизованный бизнес.
— Можно ли научиться бизнесу, или нужно уже родиться с коммерческой жилкой?
— Я считаю, что каждому было бы полезно заниматься бизнесом. Естественно в меру своих способностей и потребностей. Если сравнивать занятие бизнесом с занятием музыкой, можно сказать так. Бывают безумно талантливые люди, выступающие с блестящими концертами. Но для того, чтобы любить музыку, слушать ее и иметь дома хорошую коллекцию дисков, талант не обязателен. Достаточно в музыке немного разбираться. Тоже и с бизнесом. Можно иметь небольшой бизнес, инвестировать деньги в какое-то дело, в конце концов применять бизнес подход в работе по найму. Для этого не нужно рождаться с коммерческой жилкой.
— В чем, по-вашему, заключается российская специфика бизнеса?
— Очень важную роль имеют личные контакты и открытость. Сотрудник будет работать гораздо лучше, если он уважает своего работодателя. И не будет выкладываться, если будет считать, что работодатель человек не достойный, хотя и зарплата и условия будут теми же.
А вот нарушения закона, которые не выходят за грани общечеловеческой морали у нас воспринимаются нормально. Никто как, например, в США, не будет делать круглые глаза и падать в обморок, оттого, что узнает, что его приятель не платит налоги.
— Планируете ли вы выходить на иностранные рынки?
— Мы продали лицензии на «Хакер» и «Страну игр» в Литву и Латвию. Он сами переводят и адаптируют тексты. Мы этим заниматься не хотим. Мы делаем русские журналы, рассчитанные в первую очередь для россиян. Российский рынок для нас самый интересный.
Ссылки по теме:
Утро: