На 5 июня эксплутационные запасы угля составляют всего 25,8 тысяч тонн, при суточном расходе в 8,3 тыс.т, что грозит тотальными отключеньями электроэнергии.
Железнодорожники поставили под угрозу энергетическую безопасность региона в апреле, повысив с 15 числа цену на свои услуги в 2,8 раза, и прекратив подачу вагонов с экибастузским углем.
Ситуацию удалось несколько разрядить временным соглашением между «Омскэнерго» и ЗСЖД, заключенным по инициативе энергетиков, о неприменении МТТ. Однако железнодорожники нарушили его в одностороннем порядке, не известив Компанию о прекращении перевозок топлива.
С 1 июня полностью прекращены перевозки казахстанского угля для АК «Омскэнерго».
В целях недопущения технологической остановки генерирующих предприятий, Компания вынуждена пойти на снижения нагрузки на 30% и ввести временное ограничение потребителей.
Руководство Омскэнерго известило о сложившейся ситуации областные и городские власти, а также Министерство РФ по делам ГО и ЧС, Правительство России.
Есть по этому вопросу определение Арбитражного суда Омской области от 15.05.02, которое запрещает ФГУП «Западно-Сибирская железная дорога МПС РФ» применять международный транзитный тариф за перевозки по территории Российской Федерации экибастузских углей.
Власти региона разделяют обеспокоенность энергетиков. По мнению вице-губернатора области Александра Луппова, претензии железнодорожников не вполне оправданы. Осуждает тарифную политику Запсиба и мэр Омска Евгений Белов, который считает, что железнодорожники вообще не имели права вводить МТТ, так как это прерогатива Правительства.
Окончательное решение о тарифе на поставки угля предстоит принять специальной Комиссии Правительства РФ. А пока омские предприятия и жители являются заложниками амбиций железнодорожных чиновников.