Об итогах прохождения осенне-зимнего максимума 2001-2002 гг. Предприятиями РАО «ЕЭС России»

Предприятия РАО "ЕЭС России" в ходе осенне-зимнего максимума нагрузки (ОЗМ) 2001-2002 гг. обеспечили надежное и бесперебойное энергоснабжение всех регионов страны, за исключением случаев, вызванных стихийными бедствиями.

Главным условием успешной подготовки и прохождения ОЗМ стала своевременная и полная оплата энергоресурсов со стороны потребителей в 2001 г. Общий уровень расчетов за энергию составил 103% от начисления. В результате задолженность потребителей перед РАО "ЕЭС России" была снижена более, чем на 20 млрд. руб. (т.е. на 18%).

Это позволило в полном объеме обеспечить финансирование ремонтных работ и закупок топлива. Впервые за многие годы к 15.11.2001 г. паспорта готовности к работе в осенне-зимний период получили все 754 энергопредприятия Холдинга РАО "ЕЭС России".

К началу ОЗМ (1 октября 2002 г.) запасы угля в целом по РАО "ЕЭС России" превышали задание, установленное Правительством РФ на 17,8%, мазута – на 6,1% (при этом первоначально плановые задания по углю были увеличены по сравнению с предыдущим годом на 8%). Высокий уровень запасов топлива сохранялся в течение всего осенне-зимнего максимума. По состоянию на 1 апреля запасы угля составили 13,4 млн. тонн, что на 30% выше плана, мазута – 3,1 млн. тонн, что на 44% выше плана. Характерно, что необходимые запасы топлива были созданы не только в целом по холдингу, но и во всех без исключения региональных энергокомпаниях, включая те, которые раньше относились к числу “критических”. Это позволило избежать кризисов энергоснабжения в таких сложных регионах, как Приморский край, Камчатская, Архангельская, Амурская и Сахалинская обл.

Этого удалось достичь благодаря улучшению расчетов с поставщиками топлива как по текущей оплате, так и по погашению задолженности прошлых лет. В целом в 2001 г. уровень расчетов за топливо составил 127% от его стоимости, в т.ч. за газ – 149%. В результате впервые за последние годы холдинг РАО "ЕЭС России" имеет положительное сальдо дебиторской и кредиторской задолженности. И это, несмотря на то, что цены большинства поставщиков угля опережали рост энерготарифов. Дополнительные затраты энергокомпаний от из-за роста цен на топливо в 2001 г. превысили 50 млрд. руб.

С начала 2002 г. ситуация осложнилась резким снижением платежей со стороны потребителей, финансируемых из бюджетов различных уровней. Так, в январе-феврале 2002 г. уровень оплаты со стороны потребителей, финансируемых из Федерального бюджета составил 54%, из местных бюджетов – 80% от стоимости от стоимости отпущенных энергоресурсов.

Главная причина срыва платежей федеральных бюджетников в том, что распорядители средств Федерального бюджета Минобороны России, МВД России и Минюста России своевременно не довели лимиты бюджетных обязательств до конечных бюджетополучателей. Из-за этого последние не смогли вовремя представить их в органы Федерального казначейства и заключить договора энергоснабжения с предприятиями РАО "ЕЭС России". В результате задолженность Федерального бюджета перед РАО "ЕЭС России" с начала 2002 г. увеличилась почти в 2 раза – с 2,8 до 4,8 млрд. руб.

За этот же период задолженность местных бюджетов перед энергопредприятиями также возросла с 14, 1 млрд. руб. до 16,1 млрд. руб. Одной из причин неудовлетворительных расчетов со стороны местных бюджетов является фактический срыв Соглашений о совместных мерах по подготовке к зиме между РАО "ЕЭС России", АО-энерго и администрациями регионов. К началу ОЗМ было подписано 42 подобных Соглашения, в которых региональные власти обязывались погасить задолженность перед энергетиками на общую сумму около 18 млрд. руб. и обеспечить 100% текущие расчеты за полученные энергоресурсы. Тем не менее, администрации только 3 субъектов РФ полностью выполнили взятые на себя обязательства. В связи с этим, энергетики вынуждены ограничить отпуск энергии неплательщикам до фактически оплаченного уровня.

Начиная подготовку к зиме 2002-2003 гг., РАО "ЕЭС России" констатирует, что уровень тарифов на энергию в ряде регионов страны не может обеспечить нормальную деятельность энергокомпаний. Так, при неизменности нынешних тарифов к концу 2002 г. дефицит финансовых средств достигнет: в АО “Архэнерго” – 126 млн. руб., АО “Камчатскэнерго” – 651 млн. руб., АО “Сахалинэнерго” – 877 млн. руб., АО “Алтайэнерго” – 945 млн. руб., АО "Дальэнерго" – свыше 1 млрд. руб., АО “Хабаровскэнерго” - свыше 1,5 млрд. руб. Очевидно, что без пересмотра тарифов невозможно обеспечить полноценную готовность этих АО-энерго к очередной зиме.

Департамент по работе со средствами массовой информации

РАО «ЕЭС России»

Обсудить