Совет директоров РАО «ЕЭС России» на своем очередном заседании одобрил участие Компании в качестве единственного участника в ОАО «Системный оператор – Центральное диспетчерское управление Единой энергетической системы» (ОАО «СО-ЦДУ ЕЭС»). Согласно Постановлению Правительства №526 от 11.07.2001 г. «СО-ЦДУ ЕЭС» создается как 100-процентная дочерняя компания РАО «ЕЭС России». Накануне этот вопрос был рассмотрен на заседании правительственной комиссии по реформированию электроэнергетики под председательством вице-премьера В.Христенко и получил ее поддержку.
Совет директоров утвердил кандидатуру В.К.Паули, члена Правления РАО «ЕЭС России», для избрания на должность Председателя Правления ОАО «СО-ЦДУ ЕЭС».
Совет директоров компании также согласился с решением Правления РАО «ЕЭС России» по кандидатурам для избрания в Совет директоров ОАО «СО-ЦДУ ЕЭС» в следующем составе:
В.Б. Христенко, заместитель Председателя Правительства РФ
А.Б.Чубайс, председатель правления РАО «ЕЭС России»
Ф.Р.Газизуллин, министр имущественных отношений РФ
Г.О.Греф, министр экономического развития и торговли РФ
А.Ю.Румянцев, министр РФ по атомной энергии
И.А.Южанов, министр РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства
И.Х.Юсуфов, министр энергетики РФ
Дэвид Хёрн, член Совета директоров РАО «ЕЭС России», менеджер фонда «Брансвик кэпитал менеджмент»
А.Е.Лебедев, президент Национального резервного банка
М.А.Абызов, заместитель Председателя Правления РАО «ЕЭС России»
А.Н.Раппопорт, заместитель Председателя Правления РАО «ЕЭС России»
В.Ю.Синюгин, заместитель Председателя Правления РАО «ЕЭС России»
В.К.Паули, член Правления РАО «ЕЭС России».
Совет директоров РАО «ЕЭС России» утвердил кандидатуру В.Б.Христенко для избрания на должность Председателя Совета директоров ОАО «СО-ЦДУ ЕЭС».
Паули Виктор Карлович, 1950 г.р., член Правления РАО «ЕЭС России» с апреля 2001 г. Окончил Ивановский энергетический институт по специальности «Электропривод и автоматизация», инженер-электрик, кандидат экономических наук, доктор технических наук, профессор.
Прошел все ступени профессиональной карьеры от старшего дежурного электрослесаря цеха тепловой автоматики и измерений Кармановской ГРЭС до главного инженера Ставропольской ГРЭС. В 1994 г. переведен в Москву на должность заместителя начальника департамента эксплуатации энергосистем и электростанций-начальник управления эксплуатации энергосистем РАО «ЕЭС России». С 1994 по 1996 гг. – первый заместитель генерального директора-главный инженер-директор по оперативно-диспетчерскому управлению (ОДУ) Центрального отделения РАО «ЕЭС России» - Объединенной энергетической системы Центра «Центрэнерго». 1996-2001 гг. – начальник департамента генеральной инспекции по эксплуатации электростанций и сетей.
* * *
Совет директоров РАО «ЕЭС России» заслушал вопрос о формировании и функционировании Федеральной сетевой компании (ФСК), единой национальной и распределительных сетей.
Как отмечается в документах Совета директоров, магистральные сети (МС) являются объектом государственных интересов, определяют национальную безопасность и устойчивость развития страны. Они должны иметь единое управление, единую систему тарификации, стандартов, единую нормативную базу. Относительно них будет проявляться тенденция к росту доли государства в собственности, что определяет целесообразность объединения их в рамках одной компании (ФСК).
Распределительные сети (РС) определяют развитие конкретного региона. Как показывает мировой опыт, при развитии рыночных отношений в электроэнергетике безусловной тенденцией является уменьшение доли государства в этих сетях и существенный приток частного капитала.
При обсуждении данного вопроса были учтены итоги предварительных обсуждений различных вариантов формирования и функционирования единой национальной и распределительной сетей на Комитете по реформированию при Совете директоров РАО ЕЭС, Правительственной комиссии по реформированию электроэнергетики под председательством вице-премьера В.Христенко.
В итоге Совет директоров одобрил в качестве приоритетного вариант создания семи межрегиональных компаний магистральных сетей по зонам ведения объединенных диспетчерских управлений (ОДУ). При этом отмечалось,что на завершающем этапе должно быть обеспечено владение всеми акционерами соответствующих АО-энерго пакетами акций в этих компаниях. Данный вариант был предложен миноритарными акционерами РАО ЕЭС.
Совет директоров одобрил следующие принципы формирования и функционирования сетевых компаний:
создание региональных сетевых компаний на базе распределительных сетей (сетей АО-энерго, за исключением магистральных сетей);
возможность объединения региональных компаний распределительных сетей и организаций, владеющих муниципальными сетями или их имущества с сохранением корпоративного контроля со стороны РАО ЕЭС;
целесообразность привлечения частных инвестиций в региональные сетевые компании на базе распределительных сетей по мере их формирования;
возможность образования компаний распределительных сетей в границах объединенных энергетических систем (ОЭС) с учетом региональных особенностей и экономической эффективности;
обеспечение единства национальной сети (т.е. магистральных сетей, находящихся в настоящее время в собственности как РАО ЕЭС, так и АО-энерго), в том числе за счет увеличения доли участия государства или ФСК в компаниях, владеющих магистральными сетями;
обеспечение единства управления сетевыми компаниями в процессе реформирования АО-энерго, за счет:
привлечения управляющих компаний, действующих или созданных на базе менеджмента АО-энерго;
разработки нормативной и нормативно-технологической основы функционирования сетевых компаний.
В связи с эти Совет директоров внес изменения в свои решения от 06.03.02 г., касающиеся преобразований дочерних и зависимых обществ (ДЗО) в части указания разделения сетей на магистральные и распределительные.
В частности, утвердил ранее принятые свои решения в следующей редакции:
«Начиная со 2-го квартала 2002 г. приступить к реализации принятых решений по преобразованиям в АО-энерго на основании проектов реформирования АО-энерго и конфигурации сетевых (на базе магистральных, распределительных сетей) и генерирующих компаний, рассмотренных с участием акционеров РАО ЕЭС и АО-энерго и региональных властей».
«Одобрить предложенный базовый вариант реформирования ДЗО, предусматривающий участие АО-энерго (в рамках каждого ОДУ) в межрегиональной сетевой компании на базе принадлежащих АО-энерго магистральных линий, реорганизацию АО-энерго с пропорциональным распределением акций среди акционеров с созданием сетевого распределительного, генерирующего, сбытового и других обществ…»
«Одобрить следующие подходы к базовому варианту межрегионального укрупнения сетевых и генерирующих компаний:
компаний магистральных сетей: группировка в границах Единой энергетической системы (ЕЭС);
компаний распределительных сетей: создание межрегиональных компаний в границах ОЭС с учетом региональных особенностей и экономической эффективности…»
* * *
Совет директоров РАО «ЕЭС России» рассмотрел проект Программы социальной поддержки и материального стимулирования работников предприятий электроэнергетики в период реформирования в качестве составной части проекта реформирования Компании и ДЗО.
Совет директоров одобрил общие подходы к проведению компенсационных мероприятий для сотрудников предприятий РАО ЕЭС.
Отметив необходимость осуществления мероприятий по мотивации менеджеров с целью повышения эффективности их деятельности, Совет директоров поручил Правлению доработать Программу в плане уточнения отдельных ее параметров и представить документ для обсуждения на Совете директоров не позднее мая с.г.
Мировой опыт показывает, что реформирование отрасли может быть осуществлено наиболее эффективным образом, если сотрудники и менеджмент предприятий заинтересованы в успехе реформы. В этой связи представляется целесообразным использовать специальные инструменты стимулирования интереса к реформе, которые бы учитывали, например, такие вопросы, как неопределенность окончательного варианта структуры отрасли, сроки реформы и ряд других особенностей.
Программа была разработана рабочей группой, в которую входили специалисты РАО «ЕЭС России», компаний Ernst & Young, ИБГ «НИКойл», УК «Тройка Диалог», НПФ электроэнергетики и др.
В марте 2002 г. данная Программа была одобрена Комитетом по вопросам реформирования при Совете директоров РАО ЕЭС.
* * *
Совет директоров РАО «ЕЭС России» заслушал вопрос о совершении ОАО «Пермэнерго» сделки по отчуждению имущества Соликамской ТЭЦ и принял решение о проведении тендера по продаже Соликамской ТЭЦ с привлечением крупного инвестиционного банка в качестве организатора аукциона.
Предметом сделки являются ТЭЦ-11 (установленная мощность 18 МВт) и ТЭЦ-12 (установленная мощность 92,7 МВт), входящие в состав Соликамской ТЭЦ.
ТЭЦ-12 расположена на производственной территории ОАО «Соликамскбумпром», которому принадлежит вся прилегающая к ТЭЦ территория. Этому же предприятию принадлежат все коммуникации, наружные паропроводы, кабельные сети и системы очистки промышленных стоков.
ТЭЦ-11, построенная в 1959 г., первоначально предназначалась для обеспечения электро- и теплоэнергией оборонного предприятия «Урал». Земельный участок, на котором расположена станция, принадлежит государству, все коммуникации – потребителям.
Таким образом, ОАО «Пермэнерго» не является владельцем полного состава сооружений и оборудования СТЭЦ, необходимого для полного технологического цикла.
Кроме того, ОАО «Соликамскбумпром», потребляющий 70% тепловой и 100% электроэнергии СТЭЦ, ведет работы по изменению технологии производства и вводит собственные теплоисточники, что приведет к снижению к 2005 г. потребления электро- и теплоэнергии с Соликмской ТЭЦ на 58,6% и 70% соотвественно. Также предполагается, что станция получит убыток в размере около 16 млн. рублей в связи с резким ростом себестоимости вырабатываемой станцией энергии.
Стоимость имущества СТЭЦ, согласно данным оценщика «Института управления имуществом и экспертизы», составляет 11.950.000 долларов США. Компания Ernst & Young подтвердила соответствие методологии, использованной оценщиком для расчета рыночной стоимости имущества, однако отметала некоторую завышенность результатов оценки.
Сделка по продаже «Пермэнерго» имущества СТЭЦ позволит:
избавиться от убытков, связанных с эксплуатацией ТЭЦ-11, которая загружена на 10-15% установленной мощности и ежегодно простаивает по 5-6 месяцев из-за отсутствия потребления;
ликвидировать риск потери рынка сбыта тепла Соликамской ТЭЦ в связи с резкой потерей конкурентоспособности и снижением рыночной стоимости ТЭЦ;
направить полученные средства на инвестирование в строительство и реконструкцию энергообъектов.
Продажа СТЭЦ не отразится существенным образом на доходах «Пермэнерго» в связи с низкой долей ТЭЦ в общих доходах компании.
Данная сделка была предварительно согласована с Минэкономразвития РФ, а также получила одобрение Комитета по вопросам реформирования при Совете директоров РАО ЕЭС. Отчет об оценке рыночной стоимости имущества Соликамской ТЭЦ прошел экспертизу в Министерстве имущественных отношений РФ.
* * *
Совет директоров РАО «ЕЭС России» одобрил участие ЗАО «ИНТЕР РАО ЕЭС», 100-процентной дочерней компании РАО ЕЭС, в совместном российско-молдавском предприятии.
СП создается во исполнении поручения Председателя Правительства РФ, поручения Межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству между Республикой Молдова и РФ, а также в рамках протокола переговоров между РАО «ЕЭС России» и министерством энергетики Молдовы, подписанным в феврале 2001 г.
Уставный капитала СП составит 3 млн. рублей. Учредителями предприятия выступают: с российской стороны – ЗАО «ИНТЕР РАО ЕЭС» (76% уставного капитала, источник финансирования – собственный средства ЗАО), с молдавской стороны - сетевая компания ГП «Молдэлектрика» (12%), со стороны Приднестровской Молдавской Республики – Молдавская ГРЭС (12%).
Определены цели создания СП:
укрепление позиций РАО ЕЭС на энергетическом рынке Молдавии;
создание площадки для продвижения на Балканский региональный электроэнергетический рынок;
получение доступа к генерирующим и передающим мощностям за пределами России.
В случае эффективности деятельности предприятия в дальнейшем предполагается его расширение.
Департамент по работе со средствами массовой информации