Москва, 8 августа 2001 г. Сегодня под председательством А. Чубайса состоялось совместное заседание Комиссии РАО «ЕЭС России» по топливообеспечению и Антикризисного штаба РАО «ЕЭС России», на котором был рассмотрен ход подготовки энергосистемы страны к осенне-зимнему максимуму нагрузки.
В большинстве предприятий РАО «ЕЭС России» накопление топлива для предстоящей зимы идет в соответствии с графиком, определенным Правительством РФ. По состоянию на 6 августа с.г. запасы угля в целом по РАО «ЕЭС России» составляют 17,4 млн. тонн, или 113,3% от планового задания на эту дату, в т.ч. на электростанциях федерального уровня — почти 2 млн. тонн, или 109,3% от плана. При этом в целом существующие запасы угля на 12% превышают уровень запасов прошлого года, а на электростанциях федерального уровня — на 57%.
Запасы мазута в целом по холдингу составляют 2,81 млн. тонн, т.е. 97% от норматива. В то же время, это количество на 60% больше запасов, накопленных за аналогичный период прошлого года. Федеральные электростанции залили в хранилища 598 тыс. тонн мазута, что на 7,2% превышает задание и в 8 раз — уровень запасов прошлого года.
Вместе с тем, участники заседания отметили, что в ряде энергокомпаний сохраняется отставание в накоплении топлива. В частности, по углю это «Архэнерго» (26% от необходимого количества на 6 августа с.г.), «Дальэнерго» (75%), «Амурэнерго» (79%), по мазуту «Владимирэнерго» (32%), «Омскэнерго» (39%), «Хабаровскэнерго» (60%), «Камчатскэнерго» (61%).
В связи с предстоящим рассмотрением хода подготовки к зиме на заседании Правительства России, детально обсуждались причины отставания от плановых заданий «проблемных» энергокомпаний, в первую очередь ряда энергосистем Дальнего Востока, а также необходимые меры по устранению имеющихся недостатков. Как подчеркнул заместитель Председателя Правления РАО «ЕЭС России» Михаил Абызов, который также является заместителем руководителя Антикризисного штаба РАО «ЕЭС России», одна из основных причин нынешнего неудовлетворительного положения — крайне низкий уровень тарифов на электрическую и тепловую энергию, установленный для «проблемных» энергокомпаний и не покрывающий их затраты на подготовку к осенне-зимнему периоду. При неизменности действующих тарифов на энергию до конца 2001 г. общий дефицит средств только у «проблемных» энергокомпаний Дальнего Востока составит более 5 млрд. рублей.
Еще одной причиной нехватки средств у энергокомпаний для нормальной подготовки к зиме являются текущие неплатежи и огромные долги отдельных групп потребителей перед АО-энерго. В частности, не полностью рассчитываются с энергетиками организации, финансируемые из Федерального и местных бюджетов, предприятия ЖКХ.
М. Абызов также отметил, что для ликвидации образовавшегося финансового дефицита энергетики вынуждены привлекать кредитные средства для расчетов с поставщиками топлива и оплаты его перевозок по железной дороге. Со всеми угольными компаниями согласованы графики поставок угля в августе с тем, чтобы к 1 сентября накопить на складах электростанций нормативные запасы топлива.
В то же время, с учетом того, что РАО «ЕЭС России» вырабатывает только 70% тепловой энергии в РФ, особую важность приобретает подготовка к зиме предприятий коммунальной энергетики. Однако именно эти предприятия в ряде регионов фактически срывают подготовку к отопительному сезону.
Наиболее сложная обстановка складывается в Сибири и на Дальнем Востоке, где предприятиями коммунальной энергетики осуществляется теплоснабжение до 60% населенных пунктов. Запасы топлива в муниципальных котельных составляют в разных городах от 5% до 30% от необходимого количества, программа ремонта выполнена примерно на 20%. Очевидно, что низкий уровень готовности коммунальной энергетики к зиме ставит под угрозу устойчивое снабжение теплом и электроэнергией жителей этих регионов при 100%-ной готовности к зиме энергопредприятий РАО «ЕЭС России».
Антикризисный штаб рассмотрел ситуацию в Приморском крае, где в результате тайфуна была серьезно нарушена работа энергосистемы. Особое беспокойство вызывает положение с поставками угля на станции АО «Дальэнерго». Как уже сообщалось, неудовлетворительная организация перевозок со стороны МПС, в первую очередь, крайняя неритмичность доставки угля, уже вызвала отставание приморской энергосистемы от плана по накоплению запасов топлива. Сейчас, когда стихия серьезно повредила железнодорожные пути, ситуация с поставками угля еще ухудшится.
Департамент по работе со средствами массовой информации