24 апреля управленческая команда холдинга «Новое Содружество» приступила к работе на «Авиастар-СП». Усиление руководящего состава предприятия специалистами холдинга являлось одним из условий инвестиционного соглашения.
Заключению инвестиционного соглашения предшествовали длительные переговоры и консультации с руководством предприятия, причем одним из решающих факторов для положительного решения стали высокая деловая репутация управленческой команды «Нового Содружества», а также реальный опыт возрождения и вывода на стабильную работу одного из крупнейших машиностроительных предприятий России — завода «Ростсельмаш».
Учитывая высокую социальную значимость предприятия для региона и его высочайший потенциал в отрасли, в переговорах непосредственно принимали участие руководство Российского Авиационно-Космического Агентства и администрация Ульяновской области. Они со своей стороны одобрили инвестиционное соглашение и выступили гарантами его выполнения.
К моменту прихода инвесторов предприятие находилось в тяжелейшем положении: практически прекращенные работы по производству самолетов, многомесячная задолженность по заработной плате, митинги и забастовки. Общая кредиторская задолженность превышала 1,7 млрд. руб., 1,2 млрд. руб. был заморожен в виде незавершенного строительства, срок годности которой истек и эксплуатация которой без соответствующего профилактического ремонта была невозможной.
Отсутствие гарантийного и постгарантийного обслуживания продукции на уровне общепринятых стандартов затрудняло проведение единой целенаправленной коммерческой политики предприятия. Значительное место занимало выполнение работ по несамолетной тематике, рассматривались даже варианты организации на базе «Авиастар-СП» сельскохозяйственной техники.
На первоначальном этапе был проведен полный внутренний аудит деятельности предприятия, определены основные проблемные направления. Установление жесткой финансовой дисциплины и переход на бюджетную систему позволил упорядочить финансовое направление — одно из наиболее проблемных на предприятии. За счет ревизии ранее заключенных договоров были перезаключены либо расторгнуты заведомо убыточные для предприятия соглашения.
Инвестиционные средства были направлены, в первую очередь, на решение двух острейших задач: выплаты заработной платы и приобретению необходимых комплектующих для безостановочной работы основного производства.
В короткие сроки выполнено обещание инвестора по полному погашению задолженности по заработной плате (на эти цели было направлено 56,3 млн. руб.), регулярно и в полном объеме выплачивалась текущая заработная плата (с учетом налоговых отчислений за май-июнь фонд оплаты труда коллектива предприятия составил 30,4 млн. руб.). Для работников, измученных хроническими невыплатами и административными отпусками, это стало одним из самых главных подтверждений серьезности намерений инвестора.
За этот же период около 80 млн. руб. было направлено на финансирование приобретения узлов и комплектующих, необходимых для достройки стоящих на производственных стапелях самолетов. До этого в условиях хронической нехватки оборотных средств «Авиастар-СП» продолжал работы по машинам по мере появления каких-либо средств и были эпизодическими. Вынужденные простои отрицательно сказывались на уровне квалификации персонала, что приводило к увеличению сроков выполнения контрактов. Благодаря инвестициям «Нового Содружества» профинансировано производство с нулевого цикла двух машин семейства Ту-204 с заводскими номерами 38 и 39. это уникальное событие на предприятиях отечественного авиапрома — закладка новых лайнеров произошла впервые за последние несколько лет.
В области продвижения продукции предприятия проводится активная работа с потенциальными партнерами-авиаперевозчиками, к финансированию лизинговых схем выразили готовность подключиться ряд крупный российских банков. Совместно с лизинговой компанией «Лидер» «Авиастар-СП» будет участвовать в тендере Правительства на выделение лизинговых средств. Благодаря инвестициям «Нового Содружества» предприятие имеет возможность в плановом порядке финансировать строительство воздушных судов, и если ранее самолет пытались реализовать, образно выражаясь, «на корню», т.е. покупатель фактически кредитовал весть цикл производства, то сейчас клиентам предлагается практически завершенное судно, что значительно повышает рентабельность работ для предприятия.
В ближайшие дни приступит к летным испытаниям машина заводской номер 20. Ее строительство было завершено в оперативные сроки — она будет представлять «Авиастар-СП» на международном салоне МАКС-2001.
Реальным вкладом оживления предприятия в экономику Ульяновской области стало возобновление текущих налоговых платежей. На эти цели было направлено порядка 25 млн. руб. Параллельно идет работа по реструктуризации задолженности в бюджеты и внебюджетные фонды различных уровней.
Подобная работа ведется и с кредиторами предприятия. Реструктуризуется и постепенно погашается задолженность перед поставщиками, обслуживание кредитов обошлось в 11,5 млн. руб.
Помимо тактических результатов разработана «Программа развития ЗАО «Авиастар-СП» на 2001-2003 г.г.». Ее претворение в жизнь обеспечит следующие результаты для предприятия:
возрождение завода и выведение его на безубыточный уровень производства;
создание на базе ЗАО «Авиастар-СП» самого мощного и современного производства самолетов в России;
завоевание на внутреннем рынке авиатранспорта лидирующих позиций производителя;
полное удовлетворение возрастающего спроса на воздушные суда;
освоение производства и выпуск новых самолетов семейства Ту;
воссоздание всей цепочки разработка-производство-продажа-послепродажное обслуживание.
Реализация этой программы подкреплена, с одной стороны, производственным потенциалом предприятия и его уникальной технической базой, и, с другой стороны, инвестициями стратегического партнера — холдинга «Новое Содружество».
В частности, производственная часть Программы предусматривает строительство в 2001 году 3 лайнеров семейства ТУ, в 2002 — 9 самолетов и 12 — в 2003. Программа была представлена на обсуждение и получила одобрение ОАО «Туполев» и РАКА.
Однако в последнее время все эти проекты оказались под угрозой. Другой участник инвестиционного соглашения — прежнее руководство ЗАО «Авиастар-СП» — не выполнило условия договора о передаче 26% пакета акций «Новому Содружеству». Условие, которое должно было быть выполнено до 27 апреля, не реализовано и по сей день. В этих условиях холдинг фактически спонсировал в течение двух месяцев текущую деятельность и перспективные проекты предприятия. Неоднократные обращения за разъяснениями не привели ни к какому результату. В этих условиях холдинг вынужден был принять очень нелегкое, но оправданное решение — временно приостановить инвестиции в ЗАО «Авиастар-СП» с 13 июля.
Последствия не замедлили сказаться. Уже ощущается острая нехватка оборотных средств, недозагружены производственные мощности, встала реальная угроза сокращения из-за незанятости персонала ввиду отсутствия финансирования приобретения материалов и комплектующих. Срыв текущих платежей грозит отключением всех видов подачи энергии, что на столь уникальном и технологически сложном производстве обернется необратимыми последствиями. Полностью буде сорван комплекс мероприятий по подготовке к зимнему периоду, а это означает разморозку цехов. Из-за отсутствия финансирования приостановлено обслуживание банковских кредитов, следствием чего станут многочисленные судебные иски в адрес предприятия с требованием банкротства. Отчетливо видна реальная угроза срыва выплат текущей заработной платы трудовому коллективу.
В понедельник, 30 июля, исполнительный директор предприятия Валерий Викторович Мальцев выступил по заводскому радио с обращением к коллективу, где рассказал о сложившейся ситуации, ее причинах и заверил, что руководство холдинга прилагает все усилия для скорейшего разрешения ситуации.
Невнятная позиция партнеров «Нового Содружества» по инвестиционному соглашению обусловлена, в частности, очевидными внутренними противоречиями. Несмотря на плачевные результаты последних лет и нависшую угрозу банкротства, часть руководителей, потерявшая контроль над финансовыми потоками предприятия и возможность бесконтрольной деятельности, не оставляет попыток повернуть процесс вспять. Отголоски этих разногласий в некоторые моменты приобретали публичный характер и становились темами для материалов СМИ. «Новое Содружество» решительно заявляет о своем нежелании участвовать во внутрикорпоративных политических конфликтах и настаивает на безусловном выполнении всех условий инвестиционного соглашения. Тем более что его срыв плачевным образом скажется не только на судьбе предприятия и его 8,5-тысячного коллектива, оказавшихся заложниками непонятных игр, но и на деловой репутации ЗАО «Авиастар-СП» и ОАО «Туполев» как бизнес-партнеров.
Вызывает удивление и неопределенная позиция Российского Авиационно-Космического Агентства и администрации Ульяновской области, которые, являясь гарантами договора, занимают политику невмешательства и ждут, вероятно, естественного разрешения накопившихся проблем.