Москва, 10 мая 2001 г. В связи с ситуацией вокруг Красноярского алюминиевого завода член правления РАО "ЕЭС России", начальник Департамента по работе со СМИ Андрей Трапезников заявил следующее:
«РАО "ЕЭС России" выражает крайнее недоумение попытками Красноярского алюминиевого завода (КрАЗ) присвоить функции государственных регулирующих органов и самостоятельно определять для себя тарифы на электроэнергию. РАО "ЕЭС России" напоминает, что определение величины тарифов на электроэнергию является прерогативой государства в лице Федеральной и региональных энергетических комиссий. Соответственно, принятые ими решения обязательны к исполнению для всех.
РАО "ЕЭС России" так же не все нравится в деятельности региональных энергетических комиссий. В частности, мы были не согласны с позицией РЭК Приморского края, которая в течение почти 4 лет отказывалась установить экономически обоснованные тарифы для «Дальэнерго», что в итоге привело к энергетическому кризису в Приморье. Однако, не соглашаясь с решениями региональных энергетических комиссий или оспаривая их, РАО "ЕЭС" и региональные энергокомпании руководствуются этими решениями в своей деятельности до тех пор, пока они не отменены в установленном законом порядке.
Таким образом, АО «Красноярскэнерго» будет поставлять электроэнергию Красноярскому алюминиевому заводу в строгом соответствии с тарифами, установленными постановлениями Региональной энергетической комиссии Красноярского края.
Хочу подчеркнуть, что до сих пор «Красноярскэнерго» действовало в отношении КрАЗа очень мягко. В частности, ограничения в подаче электроэнергии КрАЗу, введенные красноярской энергосистемой 4 мая на 3 часа, составляли около 20% от общего объема потребляемой заводом энергии, хотя могли бы, исходя из величины роста тарифа, превышать 30%. Целью энергетиков отнюдь не является нанесение ущерба заводу, поэтому объем и схема ограничения, о котором руководство КрАЗа в установленном порядке было предупреждено заранее, позволяли поддерживать оборудование завода в рабочем состоянии, в том числе не отключать газоочистное оборудование.
Мы готовы к переговорам с представителями КрАЗа и управляющей компании «Русский алюминий». Но их предметом может быть только оплата потребленной электроэнергии по действующему тарифу и погашение задолженности КрАЗа, накопленной вследствие систематической недоплаты за потребленную электроэнергию.* Эта задолженность только за период с сентября 2000 г. составляет 814 млн. рублей. Кроме того, РАО «ЕЭС России» добивается от КрАЗа погашения задолженности в 3,6 млрд. руб. накопленной за предыдущие годы».
* О ситуации во взаимоотношениях между АО «Красноярскэнерго» и Красноярским алюминиевым заводом.
В течение 1995-98 годов Красноярский алюминиевый завод заключал прямые соглашения с прежним руководством АО «Красноярскэнерго», по которым оплачивал потребленную электроэнергию по тарифам гораздо более низким, нежели были установлены для промышленных потребителей государственным регулирующим органом – Региональной энергетической комиссией. Так, дисконтированные тарифы для КрАЗа составляли 1,1-1,15 цента за квт.ч против установленного РЭК тарифа 2,2-2,3 цента за квт.ч.
В августе 1998 г. РЭК Красноярского края выделил КрАЗ в отдельную группу потребителей, для которой был установлен льготный тариф. С 1 января по 6 сентября 2000 г. он составлял 19,12 коп. за квт.ч (0,69 цента за квт.ч).
6 сентября 2000 г. Региональная энергетическая комиссия отменила свое решение о выделении КрАЗа в отдельную группу потребителей. Этим же постановлением РЭК установила новый размер тарифа для промышленных потребителей с присоединенной мощностью 750 кВА и выше до 26 копеек за квт.ч. КрАЗ подал жалобу на решение РЭК в Арбитражный суд, который в обеспечение иска приостановил, до вынесения судебного решения, действие нового тарифа для завода, а также запретил применять к нему ограничения энергоснабжения. Обжалованы были и последующие (декабрьское 2000 г. и апрельское 2001 г.) решения РЭК о повышении тарифов.
Таким образом, с сентября прошлого года КрАЗ в нарушение решения РЭК продолжал платить за потребленную электроэнергию по уже отмененному тарифу - 19,12 коп. за квт/ч. За это время КрАЗ недоплатил энергетикам 814 млн. рублей. Ежемесячные убытки красноярской энергосистемы из-за недоплаты КрАЗа в настоящее время составляют около 150 млн. рублей, что примерно соответствует сумме, которую «Красноярскэнерго» ежемесячно тратит на закупку топлива для энергоснабжения всего Красноярского края. В результате энергосистема не имеет возможности закупать топливо в необходимых объемах (запасы угля на сегодняшний день составляют 530 тыс. тонн против плановых 600 тыс. тонн), а также проводить необходимые работы по реконструкции и техническому перевооружению – годовой план этих работ выполнен лишь на 16%.
Департамент по работе со средствами массовой информации
РАО «ЕС России»