Ответчики выступают за отклонение иска, «густо начиненного дикими обвинениями»

Сегодня Группа «Сибирский Алюминий» и другие ответчики подали в Федеральный суд Южного округа г. Нью-Йорка ходатайства об отклонении иска, поданного в декабре прошлого года в рамках закона RICO на сумму 2,7 млрд. долларов тремя оффшорными компаниями. Ответчики заявили, что дело должно быть прекращено и передано в российские суды, которые являются более подходящим местом для рассмотрения данных претензий.

«Это простое дело», — говорится в поданных сегодня ходатайствах. — «Если отбросить риторику и бесчестные приемы, то исковое заявление представляет собой абсолютно непристойную попытку косвенно оспорить решения российских судов и административных органов, принятые в ходе с процедур банкротства, проведенных в соответствии с российским законодательством в отношении сибирского предприятия, производящего алюминий — Новокузнецкого Алюминиевого Завода (НкАЗ)».

Ходатайства обвиняют Михаила Живило в том, что он контролирует три компании, выступающие в роли истцов: Base Metal Trading S.A. (BMT SA), Base Metal Trading Ltd. (BMT Ltd) и Alucoal Ltd. (Alucoal). Сегодня Живило скрывается от правосудия и его разыскивает Интерпол по обвинению в организации убийства Амана Тулеева, Губернатора Кемеровской области, в которой расположен НкАЗ.

Живило, гражданин России, недавно был выпущен на свободу из французской тюрьмы, проведя за решеткой почти 4 месяца.

МИКОМ довел НкАЗ до банкротства

Живило осуществлял общий контроль над сложной структурой, в которую входит управляющая компания МИКОМ, дважды избиравшаяся в для выполнения функций управляющей организации (менеджерской компании) ОАО НкАЗ. В то же время Живило, являясь так же председателем совета директоров ОАО НкАЗ, подписал договор, поставивший МИКОМ, «дочернюю компанию, полностью принадлежащую BMT Ltd.», в положение, когда она выступала в роли источника многомиллионных неожиданно свалившихся доходов для его других оффшорных компаний, которые никогда не были возвращены на НкАЗ(5).

19 января 2000 года региональная энергетическая компания Кемеровской области — «Кузбассэнерго» инициировала процесс банкротства ОАО НкАЗ, поскольку предприятие не сумело оплатить задолженность за энергоснабжение в размере 26 млн. долларов. Неделей позже прокурор региона также подал заявление о признании ОАО НкАЗ банкротом, обвинив МИКОМ в том, что компания намеренно вызвала несостоятельность завода. Оба дела затем были объединены в одно производство.

Прокурор обвинил МИКОМ в «намеренном доведении до банкротства ОАО НкАЗ путем заключения «полюбовных» сделок с аффилированными МИКОМу фирмами, включая Base Metal Trading, которым МИКОМ продал алюминий НкАЗа по ценам, существенно ниже рыночных, и дал тем самым возможность истцам получить неоправданно высокие доходы», — говорится в ходатайствах.

Потерпев неудачу в обжаловании судебных решений, устраняющих их от контроля над НкАЗом, три неамериканские компании Живило подали на основании закона RICO иск против Группы «Сибирский Алюминий» и других ответчиков.

6 марта 2001 года большинство кредиторов НкАЗа согласилось прекратить дело о несостоятельности (банкротстве) ОАО НкАЗ путем подписания мирового соглашения. Через месяц российский суд утвердил это мировое соглашение, в соответствии с которым, все кредиторы, участвовавшие в процессе банкротства, включая Base Metal Trading, должны получить от НкАЗа простые векселя, покрывающие полную сумму их требований. В соответствии с российским законодательством условия мирового соглашения являются обязательными для всех кредиторов, участвовавших в процедуре банкротства.

Иск Живило является «ущербным по своей сути»

Согласно ходатайствам, Федеральный суд США не располагает достаточной предметной подсудностью для рассмотрения данного иска. Что же касается обвинений, выдвинутых в рамках закона RICO, то исковое заявление «содержит крайне усложненные обвинения с целью приукрасить относительно простой иск» на предмет того, что истцы будто бы понесли потери в процессе банкротства, имевшего место в Сибири.

«Заявления истца, густо начиненные обвинениями в убийстве, взяточничестве, вымогательстве, подкупе официальных лиц и злоупотреблений со стороныпрокуратуры, являются из ряда вон выходящими со всех точек зрения», — говорится в ходатайствах.

«По сути, иск направлен на то, чтобы суды США удовлетворили требования истцов, возникшие в результате решений российских судов», поясняется в ходатайствах.

В сущности, Живило просит американский суд опровергнуть решения, принятые в ходе разбирательства по делу о банкротстве, которые были вынесены до этого российским судом не в его пользу. Несмотря на «сенсационные и необоснованные обвинения», исковое заявление, поданное в рамках закона RICO, «не может объяснить, почему данное дело должно быть отнесено к компетенции этого суда (Нью-Йорка)», — заявляется в ходатайствах. «Претензии истцов, заявленные со ссылкой на закон RICO, ущербны по сути и не отвечают самым основным критериям, необходимым для признания наличия предметной подсудности». Кроме того, в ходатайствах говорится, что: «интересы общества явно требуют прекращения этого дела. Нью-Йорка слабо заинтересован в этом деле, поскольку стороны фактически находятся в России или в Европе, и ни одно из событий, давших толчок этому делу, не произошло в Нью-Йорке».

Этот иск похож на другие дела, поданные в Нью-Йорке, которые суды США сочли принадлежащими юрисдикции российской судебной системе, поскольку они относятся к действиям, имевшим место на территории России.

«Самая значительная связь у данного дела, безусловно, с Россией, и у России самый большой интерес в этом деле: исполнение договоров осуществлялось или должно было осуществляться в России; утверждаемые в исковом заявлении нарушения 22 договоров произошли в России; упомянутый в деле алюминий был произведен в России; ответчики являются, главным образом, российскими компаниями или же российскими гражданами; утверждаемые в исковом заявлении преднамеренное нарушение договоров произошло в России. Мошенничество, по которому выдвинуто обвинение, происходило в России. Компании-истцы учреждены в Европе, и их владельцами, несомненно, являются русские; и многие из обвинений, выдвинутых истцами, направлены в конечном итоге на то, чтобы данный суд (Нью-Йорка) аннулировал решения нескольких российских судов, принятых в ходе рассмотрения дела о банкротстве».

В заключительной части ходатайства говорится о том, что «крайне усложненный характер обвинений истцов по вопросу российского судопроизводства и процедур банкротства, природа обвинений (включая большое количество российских свидетелей, не являющихся сторонами по делу) и беспрецедентное навязывание истцами юридической системе другой суверенной страны данного иска показывают, что дело должно быть прекращено на основании того, что данный (американский) суд является неудобным местом для рассмотрения данного иска».

Арбитражные разбирательства в Европе и встречные иски в России

Истцы инициировали три арбитражных процесса в Стокгольме, Цюрихе и на Кипре по многим из тех же самых договоров, которые упоминаются в исковом заявлении, поданном в рамках закона RICO в Нью-Йорке. НкАЗ заявляет, что эти требования уже были разрешены российским судом, рассматривавшим дело о банкротстве. Сам факт того, что эти дела находились в производстве, в то время как истцы подали исковое заявление в суд Нью-Йорка в рамках RICO, показывает, что Живило не беспокоится ни о судебном разбирательстве в России, ни об оспаривании решений, уже вынесенных в России.

Если же Федеральный суд Нью-Йорка решит продолжить рассмотрение дела, говорится в поданных ходатайствах, то ответчики намекают на то, что они могут подать в России встречный иск против Живило и МИКОМа. Из ходатайств следует, что «у НкАЗа есть весьма весомые встречные требования в отношении истцов, базирующиеся на российском законодательстве и основанные на том, что каждый из договоров, по которому здесь (в США) идет судебное разбирательство, был заключен от имени НкАЗа управляющей компанией (МИКОМ), находившейся под совместным управлением и контролем истцов».

Документы, поданные сегодня, указывают на то, что скрывающийся от правосудия Михаил Живило и является этим «совместным управлением и контролем».

Группа «Сибирский алюминий»

Обсудить