Если большинство населения себя не уважает, то и государства нет

На вопросы корреспондента ПРАВДЫ.Ру отвечает депутат Государственной Думы, член Комитета по безопасности Валерий Останин

- Валерий Сергеевич, как вы считаете, насколько правильным будет нынешний бюджет?
- В своем послании президент критиковал правительство за то, что оно занижает планку своих целей и задач, не амбициозно строит свои планы. Проект бюджета 2003 года еще раз подтвердил, что весь бюджет по доходной части сориентирован только на наши энергоресурсы.

В целом бюджет имеет высокую степень экономического риска, поскольку неизвестно, как сложится конъюнктура цен на мировом рынке на нефть и газ, наш бюджет очень сильно зависит от этого, от того, не будет ли развязана война на Ближнем Востоке.

Я не увидел в проекте бюджета ничего, чтобы говорило о серьезных намерениях нашего правительства инвестировать в промышленное производство значительные бюджетные ассигнования, привлекать внешние инвестиции на перевооружения нынешнего производство.

Много говорят, что грядет реформа жилищно-коммунального устройства. Всем известно, каково состояние основных фондов коммунальной сферы, коммуникаций в городах и областях нашей необъятной родины.
В бюджете не уделено серьезное внимание обществам инвалидов. Накануне принятия бюджета в первом чтении ко мне обратились представители Алтайского отделения Всероссийского общества слепых и глухих. Они влачат жалкое существование, хотя имеют свои предприятия и выпускают свою продукцию, но они не имеют льготного налогообложения.
Проблемы реформы армии. Те средства, которые предусмотрены на реформу армии, не дают никаких гарантий, что военнослужащий, увольняющийся в запас будет обеспечен жильем.
Нет в проекте бюджета и серьезных программ по выполнению дорогостоящих операций для детей, больных онкологическими, сердечно-сосудистыми и другими серьезными заболеваниями.
Все это дало мне основание голосовать против бюджета в третьем чтении.

- Как вы считаете, в интересах каких политических или других группировок, выгодно принимать такой бюджет?
- Наш народ очень терпелив и приучен к различным трудностям. Но уже не хватает сил смотреть, в каком состоянии находится наша медицина, образование, армия, наука.
Мне сложно сказать, чьи интересы здесь присутствуют. Я убежден, что, к сожалению, это не интересы большинства населения, 40% которого находится вообще за чертой бедности. Кстати, у нас минимальная заработная плата составляет 300 рублей, а прожиточный минимум — 2000 рублей.

Недавно Комиссией по борьбе с коррупцией Государственной Думы было предложено провести финансовую проверку внебюджетных фондов Министерства по чрезвычайным ситуациям, Минюста и т.д. Только 144 депутата проголосовали за это предложение, все остальные против. Царит атмосфера угодничества власти.
Депутатами не предпринимается никаких усилий, чтобы рассмотреть вполне конструктивные предложения, как распределить доходные части бюджета, на какие программы направить деньги в первую очередь.
Сейчас многие социальные программы сокращены, мы будем рассматривать их только в четвертом чтении. Я не увидел своих конкретных поправок, которые я направлял по объектам строительства, народного образования, здравоохранение, органов правопорядка. Я не нашел свои поправки ни в числе отклоненных, ни в числе принятых.

- Почему так получилась?
- Нас убеждают, что все учтено. Я считаю, что, если законодатель подал поправку, она должна быть рассмотрена соответствующим образом, депутат должен получить официальный отзыв о своей поправке. Я этот вопрос без внимания не оставлю, я буду разбираться, гдеи на каком уровне рассматриваются мои поправки.

- На прошлой неделе на заседании совета Государственной Думы, правительство вынуждено было отозвать весь проект закона связанный с реформированием жилищно-коммунальной реформы. Какие аргументы высказывали депутаты?
- В целом смысл всех параметров, которые закладывались в эту реформу, сводился к тому, что за все должен платить квартиросъемщик. Я согласен, например, если я получил или приобрел качественное жилье с современными коммуникациями, приличным чистым подъездом и входом, если в квартиры вовремя подается горячая и холодная вода, отопление.
Но если люди заселились в квартиру в хрущевские времена, если подъезды не ремонтировались по 30 лет, в подъездах сломанные двери, выбитые стекла, забит мусоропровод или переполненные мусорные контейнеры во дворе. За эти "удобства" нужно платить жильцам?
Сначала нужно обеспечить людей элементарными техническими мерами контроля теплоподачи. Каждый квартиросъемщик должен знать, сколько он расходует в год тепла, воды, электричества. Привести в порядок все коммуникации должно все-таки государство.
Необходимо провести аудиты, чтобы выявить, как расходуются ресурсы. У нас граждане имеют неравнозначное по степени благоустройства и комфортности жилье. Люди до сих пор живут в бараках, в коммуналках, в девятиэтажках, похожих на блочные колодцы. А кто-то имеет элитное жилье, с земельным участком, бассейном, сауной и платит мизерные налоги.
Нужно обязательно провести ревизию существующего жилья, составить соответствующие реестры. В этом случае дифференцировать тарифы, для каждого района России. Тогда эти тарифы будут правильно восприняты населением.
В нормальных странах государство заставляет богатых людей вкладывать в эту сферу по полной программе, а не требует последнее с нищего населения.

Я считаю, что люди, владеющие элитным жильем с бассейнами, саунами и проч., не должны иметь никаких льгот по оплате коммунальных услуг. Многие имеют не одно жилье, это означает, что человек не беден.
Интересы правящего большинства учитываются в первую очередь, а о народе никто не думает, все делается по принципу: никуда они не денутся. При этом не понимая, что если повысится плата за жилищно-коммунальные услуги, то собираемость плат резко сократиться. Уже сейчас многие люди не в состоянии полностью платить за электричество, им не хватает зарплат. Парламент не хочет взять на себя элементарные функции контроля, которые он вправе осуществлять.
За границей если какой-то член парламента не явится на заседание, то моментально возбудят уголовное дело и привлекут к уголовной ответственности. А у нас правительственные часы проходят по всем известной схеме. Приходит представитель ведомства, говорит в течение предоставленных ему 10 минут. Депутат задает ему вопрос про бузину, а он отвечает про дядьку в Киеве, и все довольны.
Все попытки создать парламентские комиссии тоже ни к чему не привели. От этих контрольных функций Дума отказывается сама. Члены парламента сами для себя создают законы, сами их принимают, проводят в Думе и сами живут по этим законам.

- Как вы считаете, может ли человек совмещать две должности, должность Министра внутренних дел и руководителя партии, я имею в виду Бориса Грызлова?
- Что касается назначения Грызлова на пост Министра внутренних дел, я воспринял это с глубоким сожалением. Проработав более 20 лет в милиции, я знаю, что это такое.
У нас Министром внутренних дел может быть кто угодно. Как экономисты, партийная номенклатура, прорабы-строители, окопные генералы в том числе, которые заставляли оперативный состав надевать хромовые сапоги и охранять общественный порядок на улицах. А что такое сыск, оперативная работа, работа с агентурой.
Когда я работал в правоохранительной системе, к нам в секретные подразделения приходили политработники, и пытались проводить политзанятия. Или пытались собрать осведомителей и агентуру и провести с ними соответствующую политработу, такие сумасбродные вещи мы в свое время пережили.
В развитых странах с развитой демократией, где сложилась серьезное кадровое ядро, где работают профессионалы на всех уровнях, руководителем ведомства может быть политик, который определяет доктрину и стратегию этого министерства.
Мы живем во времена развала правоохранительной структуры, когда профессиональные кадры практически ушли из системы. Когда мы работаем не умением, а числом. Здесь во главе ведомства нужен профессионал.
За те 8 лет, которые мы воюем в Чечне, можно было сформировать профессиональную, специально подготовленную армию для ведения войны в горных районах, на Кавказе, но никто этого не сделал.

- Сейчас Чечня представляет собой огромную финансовую яму, куда постоянно идут деньги. В тоже время на какие-нибудь важные социальные проекты деньги не находятся. Что вы можете сказать по этому поводу?
- То, что творится в Чечне, не выдерживает никакой критики. Говорят, что руководителем этой республики должен быть представитель их нации, я с этим согласен, но я категорически против того, чтобы назначались марионетки с уголовным прошлым. Они не пользуются авторитетом у населения.
Средства уходят туда как в дыру, как в черную яму. Со стороны государства не предпринимается элементарных мер контроля за использованием бюджетных средств, которые мы тратим на Чечню.

- Как можно контролировать этот денежный поток?
- В методах контроля ничего изобретать не надо, все они давно известны. Институты, которые должны обеспечивать контроль — это Счетная Палата; Минфин и его региональные представители; Комитет по финансовому мониторингу, который контролирует все валютные и бюджетные потоки; правоохранительные структуры: ОБЭП, Управление по борьбе с организованной преступностью; экономические подразделения, налоговая полиция. Все их полномочия расписаны соответствующими федеральными законами.
Здесь пора бы учинить спрос. Президенту достаточно попросить справку у Председателя Правительства, о том, сколько средств с начала второй Чеченской войны было перечислено на сегодняшний день на восстановление народного хозяйства, на проведение военной операции. Все результаты контроля по целевому использованию этих средств.
Ведь эти средства урезаются за счет федеральных и социальных программ.

- Почему не предпринимаются никакие действия?
- Приближаются выборы, многим депутатам и членам парламента хочется показаться на телевидении, радио. А конкретных результатов работы нет. Вся политическая система сложилась таким образом, что нет элементарной ответственности, понятия морали и нравственности. Каким законом это можно урегулировать, чтобы у людей проснулась совесть?

- Какой выход вы видите из этого положения, только спрашивать с виновных?
- Я считаю, да. Весь вопрос в том, кто спросит? Если президент не спрашивает как положено со своего правительства, а правительство — со своих министров. Избиратели не спрашивают со своих избранников. Люди потеряли собственное достоинство и перестали себя уважать. Если большинство населения себя не уважает, то и государства уже нет. Я надеюсь, что россияне — это уважающие себя люди и на очередных выборах пусть они спросят.

Автор Любовь Савицкая
Любовь Савицкая — заместитель генерального директора ООО "Правда.Ру" *
Обсудить