Ромео и Джульетта на чеченской войне

">полный вариант иллюстрации
Лидия Василенко

Военно-полевой роман на фоне реальных событий стал темой необычного спектакля, поставленного на чердаке краевого Театра кукол
Каждый понедельник уже в течение месяца чердак Театра кукол превращается в подвал разрушенного чеченского дома. Здесь, под развалинами, как в ловушке, оказываются русская девушка и чеченский парень. На этом основан сюжет спектакля "Двое в темноте", поставленного студенткой пятого курса режиссерского отделения академии искусств Лидией Василенко.

">полный вариант иллюстрации
Инна Кулеба

Одноактная пьеса "Двое в темноте" была написана культовой фигурой московского бомонда Михаилом Бартеневым в соавторстве с Алексеем Слаповским в 2000 году. Затем ее поставили в нескольких столичных и провинциальных театрах. Несколько месяцев назад она случайно оказалась в руках Лидии Василенко, которая выбирала современную пьесу для постановки преддипломного спектакля.

— Когда я увидела это разрушенное помещение, — говорит Лидия, — обгоревшие стены, облупленные куски штукатурки, торчащие провода, словом, эти естественные декорации, которых никогда не сделаешь в театре, у меня сразу возник образ этого подвала. Я уже не сомневалась в выборе пьесы и места для ее сценического осуществления. К счастью, Виктор Васильевич Бусаренко с удовольствием пошел на эту авантюру.

">полный вариант иллюстрации
Александр Карпов

Так и родился на редкость натуралистичный спектакль, словно срисованный с натуры. В подвале полуразрушенного дома, тая чувство мести ко всем русским, скрывается 16-летний чеченский парень. В этом же доме, из которого практически все уже выехали, живет русская девушка. В поисках еды она спускается в подвал. Так происходит их первая встреча, чуть было не закончившаяся трагически. По законам войны парень должен был ее убить, но почему-то не сделал этого.

А дальше — бомбежка, они не могут выбраться из-под завалов обрушившегося здания и вынуждены общаться, цепляясь друг за друга, как утопающие за соломинку. Постепенно между ними возникает любовь...

Играть влюбленных Лидия Василенко доверила своим бывшим однокурсникам, теперь уже актерам Театра ТОФ Инне Кулебе и Александру Карпову (они окончили академию искусств в этом году). Делают это молодые актеры весьма убедительно, учитывая тот факт, что играть на малой сцене в двух шагах от зрителя достаточно сложно, здесь никого не обманешь. Особенно поражает актерская интуиция Александра — его кавказский акцент, мимика, жесты настолько точно передают образ чеченца, что даже лидер чеченской диаспоры во Владивостоке Шериф Кабулаев, увидев его игру, удивился: "Это же наш парень!"

Атмосфера, в которой играется спектакль, — мрачная музыка, фигуры, исчезающие в кромешной темноте, взрывы — нагнетают чувство тревоги, страха и опустошения. Кажется, ты сам оказываешься в этом подвале и ощущаешь на себе дыхание близкой смерти.

Поскольку спектакль представлял собой студенческую работу, Лидия не планировала выносить его на массового зрителя. Поэтому то, что в этом помещении партер для публики вмещает всего десять мест, поначалу никого не волновало. Но, благодаря своей актуальности, профессиональной игре актеров, неожиданному месту постановки, спектакль "Двое в темноте" получил широкую огласку, и посмотреть его захотелось многим. В числе первых зрителей оказались режиссеры Виктор Бусаренко, Андрей Бажин и Виктор Галкин. Последний даже предложил играть пьесу на сцене своего Театра молодежи. Но это если и произойдет, то не скоро: через месяц Александр Карпов отправится служить в армию. Слава богу, не в Чечню...

Наталья Суняшева, Ежедневные НОВОСТИ. Владивосток.

Автор Инна Новикова
Инна Новикова - с 2000 года - генеральный директор, главный редактор интернет-медиахолдинга "Правда.Ру". *
Обсудить