Питьевой спирт полезнее нефти

Проблема поиска альтернативных источников энергии рано или поздно коснется всех. Вот и Джордж Буш заголосил на весь мир о необходимости слезать с нефтяной игры. С каждым годом этим вопросом задается все больше государств, оказывающихся в прямой зависимости от стран-экспортеров нефти. Нестабильность на международных рынках энергоносителей, безусловно, играет свою роль.

Обстоятельства вынуждают развитые страны, покупающие "черное золото" за рубежом, разрабатывать программы по решению энергетической проблемы. Взгляд ученых, а вслед за ними и политиков, неизменно останавливается на биотопливе.

Кому нужны бензин и нефть, когда автомобили и другая техника могут работать в прямом смысле слова на сахарном тростнике и кукурузе?

Дело в том, что на сегодняшний день в том числе из этих растений изготавливается этанол , или всем известный этиловый спирт . Более половины производимого во всем мире этанола и спользуется в качестве добавки к топливу для двигателей внутреннего сгорания, и лишь около 15% - для производства спиртных напитков.

Достаточно обратиться к опыту Бразилии, которая успешно в течение достаточно длительного времени “живет” за счет этанола – составляющей местного топлива – выделяемого из “натурпродукта”. В стране “диких обезьян” бензин производится за счет ферментации и дистилляции сахарного тростника, недостатка в котором нет. При этом количество автотранспорта в стране из года в год только увеличивается, а тростник тем временем не иссякает. На сегодняшний день семь из десяти машин, продаваемых в Бразилии, могут ездить как на этаноле, так и на бензине – по усмотрению хозяина авто.

Стоит отметить, что в Бразилии нет бензина, как такового. Есть либо чистый этанол, либо смесь, известная как “газохол” (в России более известная как бензанол), в составе которого присутствует около 25% все того же этанола.

Этот вид топлива считается крайне перспективным, прежде всего, учитывая разнообразие сырья, из которого его можно получать. По словам специалистов, им могут быть травянистые растения и древесина, отходы сельского хозяйства и деревообрабатывающей промышленности – одним словом, все вплоть до бытового мусора.

Помимо остальных достоинств этого продукта выделяется его экологическая чистота, поскольку его использование позволяет сократить выброс в атмосферу углекислого газа . Это означает, что этанол представляет собой значительно меньшую угрозу окружающей среде и в то же время менее опасен для двигателя автомобиля.

Среди главных недостатков этого вида топлива называется его больший расход. В то же время проблема перекрывается меньшими затратами на заправке: цены на этанол в Бразилии более привлекательные, чем на “бензин”.

Наконец, переход на биотопливо произошел в стране после нефтяного кризиса в 70-е годы. С тех пор правительство Бразилии, по подсчетам экономистов, сэкономило миллиарды долларов и в настоящее время, учитывая жесткую борьбу за энергоресурсы, продолжает выигрывать.

При этом необходимо учитывать, что технологический прогресс позволил существенно сократить недоработки и решить ряд проблем , связанных с производством газохола и чистого топливного этанола. Благодаря этому биотопливо получает все большее распространение во всем мире. Так, например, несколько лет назад к реализации собственной программы по переходу на бензин, смешанный с этанолом, приступил Китай.

США, в свою очередь, попутно рассматривая разного рода предложения по переходу на “гибридное” топливо , уже давно используют этанол и газохол. Однако американцы подходят к вопросу критично, и сомнения связываются с конечным КПД. Согласно одному из исследований, проведенных университетом Калифорнии, этанол выделяет приблизительно на 26% больше энергии, чем уходит на его производство. Это, по мнению американских ученых, очень мало.

При этом в Америке под “чистым” газохолом понимают смесь в пропорции 10% этанола и остальные 90% - бензин. На этом топливе могут ездить большинство современных автомобилей. Однако далеко не каждый двигатель может пережить раствор E100 - чистый этанол, E85 - 85% этилового спирта и только 15% бензина и более “щадящий” E25 (именно так в США называется бразильская смесь) - 25% этанола, остальное бензин. Но машины, которые ездят исключительно на E85, в Америке существуют. Крупнейшие американские автоконцерны Ford и General Motors занимаются их производством: при использовании любого E можно добиться существенной экономии.

Пока же в вопросе биотоплива, основанного на этаноле, лидирующее место занимает Бразилия. К 2013 году правительство страны намеревается вдвое увеличить производство этанола, которого начинает не хватать. Для этого, конечно, необходимо расширять плантации сахарного тростника.

Что касается России, то ей, видимо, также придется рано или поздно задуматься о своем топливе: октановом и неоктановом, био- и не совсем. Однако только сейчас, в эпоху энергетических кризисов, приходит осознание того, насколько был прав Никита Сергеевич Хрущев : кукуруза и впрямь может понадобиться стране.

По материалам зарубежных СМИ
Обсудить