Премьера по Акунину: проглотить спектакль, как гамбургер? Но театр – не «Макдональдс»…

В Северодвинском “Архангельская область) драматическом театре состоялась премьера спектакля С. Сушенцева по пьесе Б. Акунина “Зеркало Сен-Жермена”. Автор пьесы известен своим пристрастием к истории, но это пристрастие оставалось бы на уровне хобби, не будь он столь популярен: доля его книг составляет в российских книжных продажах пять процентов! Бесформенно начавшийся XXI век в самом своем начале взялся оглядываться: в определенной степени стал моден соцреализм, плакаты конструктивистов, все больше завоевывают эстраду ремейки песен советского времени.

Б.Акунин в “Зеркале Сен-Жермена” оглядывается на финал XIX века, и похоже, что зрителю это интересно. Еще бы, столь разительный контраст! Во всяком случае, этот контраст (XIX –XXI века) в пьесе Б.Акунина заложен, хотя и не на большую глубину – речь, манеры, некоторые моральные принципы… Интрига пьесы в том, что два героя через одно волшебное зеркало чудесным образом попадают один – на сто лет вперед, другой – на сто лет назад. Причем они меняются телами, домами, социальными статусами, женщинами. Но меняется только внешняя оболочка, внутри они остаются теми же.

Понятно, что в результате таких превращений-перемещений героев неизбежно ожидает целый ряд комических ситуаций. Акунинское пристрастие к приключенческому, в общем-то, легкому жанру влечет за собой как следствие облегчение содержания. Так, тема разрыва идеалов конца XIX и начала XXI века, которая у больших художников слова имела трагическое звучание (“Век мой. Зверь мой, кто сумеет заглянуть в твои зрачки? Кто своею кровью склеит двух столетий позвонки?” Осип Мандельштам), эта тема у Акунина – опереточная. Впрочем, он и не претендует на нечто большее.

Хотя в спектакле С. Сушенцева заметна попытка углубить эту тему: борьба героев в зеркале, звездное небо над декорациями обоих столетий, любовь – вне времени… И с этой долей живого витамина спектакль проглатывается, как гамбургер. Что ж, театр – “Макдональдс”? И все же – нет, пока нет, и вряд ли таковым русский театр станет. К счастью, не обрести театру именно в силу особенностей данного вида искусства гламурного “совершенства”. Оттого так радуют глаз фактурные декорации (иногда можно разглядеть недобитый гвоздь – ну, прелесть!), живые люди, артисты – обаятельный Сергей Черноглазов, слегка отрешенный Сергей Варнашов, страстная Елена Бастрыгина и практически все участники спектакля – интересны не только своим мастерством (в разной степени), но своими “сучками и задоринками”, в которых сквозит индивидуальность, человеческая теплота. Иной раз, глядя на промах знакомого до боли артиста, невольно умиляешься по-гаевски: “Дорогой, многоуважаемый….” Акунин нас не победит!

Кирилл Рыжов, “Независимая Звездочка”, специально для "ПРАВДЫ.Ру"

Автор Любовь Савицкая
Любовь Савицкая — заместитель генерального директора ООО "Правда.Ру" *
Обсудить