Должность, которую занимает Владимир Ильич Ващенко, несколько неудобочитаема и длинна, а именно: заведующий отделом радиационной гигиены государственного учереждения здравоохранения центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора № 58 федерального медико-биологического агентства Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации. (подчситайте, сколько слов — рекорд, достойный книги Гинесса!). Если говорить понятнее и короче, то Владимир Ващенко — один из руководителей "заводского санэпиднадзора" в том числе начальник той его части, которая касается радиационных проблем.
- Владимир Ильич, каков наиболее острый вопрос, с которым сталкивается ваша служба?
- Проблема металлолома, криминальная сторона которой актуальна в Росси в целом и в нашем городе в частности (наиболее яркий пример — кражи листов обшивки теплотрасс), волнует и нас, но в несколько ином плане. Связано это с незаконным вывозом металла, который "фонит", с территории предприятий ГРЦАС. "Незаконным" - имеется в виду, что этот груз не прошел нашу проверку, которую обязан был пройти. Такие случаи встречаются наиболее часто на предприятии "Звездочка". Год назад, например, в городской прессе сообщалось о задержании в районе Архангельска КАмаЗа с радиоактивным металлоломом. Сейчас можно привести уже другие случаи. Например, в Череповце на предприятии, занимающемся переплавкой металла, был обнаружен металлический трос (длиной 150 метров, диаметром 30 мм), который доставили туда из нашего города. Радиационное загрязнение металлолома превышало допустимую величину в несколько раз. Пришлось его отправлять обратно в Северодвинск. Такие случаи "рекламаций" сопровождаются многочисленными проверками с составлением не менее многочисленных соответствующих документов. Поэтому гораздо лучше случаи эти предупреждать, чем потом расхлебывать все строго необходимые и многочисленные бюрократические формальности. Я уж не говорю о том, что если радиоактивный металл попадет в переплавку, то ликвидация такого последствия потребует гигантских усилий, в том числе и материальных. А такие случаи в России случались. Например, на одном из металлургических предприятий Южного федерального округа в 2004 году в результате переплавки металлолома, содержащего радиоактивные источники, произошло радиоактивное загрязнение технологического оборудования. Образовалось более 100 кубометров радиоактивных отходов. Мартеновская печь на время дезактивации была выведена из строя. Вообще же, ежегодно в России регистрируется до 100 случаев выявления источников ионизирующего излучения в партиях металлолома, подготовленных к реализации. По центральному телевидению недавно прошел весьма актуальный сюжет о металлоломе, образующемся при ремонте и утилизации АПЛ на приемных пунктах Северодвинска. Я думаю, назрела необходимость в создании совместной комиссии в составе наших представителей, представителей городской администрации, Госатомнадзора, отделов ядерной и радиационной безопасности заводов для соответствующей проверки всех пунктов приема металлолома в городе.
- Кроме "громкой" радиационной проблемы, какие вопросы вам еще представляются важными?
- Актуальной остается проблема качества питьевой воды, используемой на предприятиях ГРЦАС. Она не соответствует нормативным документам по химическим показателям. В частности, превышение предельно-допустимых концентраций железа и алюминия составляет в этой воде (впрочем, как и в той, которой пользуются горожане) 1,5-2 раза. Но тут наша служба бессильна что-либо изменить. Мы только обозначаем данную проблему перед соответствующими службами, которые должны ее решать. Большая работа по улучшению бактериологических показателей питьевой и сточных вод проведена на "Звездочке" в связи с планируемым там внедрением соответствующей технологической схемы ультрафиолетовой очистки воды. Это наиболее благоприятно скажется в летний период, когда комплекс очистных сооружений предприятия с помощью ультрафиолета будет перерабатывать, кроме питьевой, и сточные воды перед их окончательным сбросом в море. Это также позволит избежать повторного хлорирования воды.
- Некоторое время назад у многих на устах была громкая история с радиоактивным загрязнением верхнего строения морской платформы "Хаттон", купленной в Норвегии и доставленной на Севмаш...
- На ВСП "Хаттон" для Приразломного месторождения сейчас произведен полный демонтаж приборов, содержащих ионизирующие источники излучения (например, пожарных извещателей). Их около 700 единиц. Источник излучения, применяемый в них, — америций-241. Для дезактивации приборы направлены в научно-производственное предприятие "Радон" под Москвой. Кроме этих относительно небольших приборов, на ВСП "Хаттон" имеется и более крупное оборудование (трубопроводы, компрессоры, насосы) с повышенным содержанием природных радионуклидов. Совместно с отделом ядерной и радиационной безопасности Севмаша наша служба разработала ряд контролирующих мер — оборудована специальная рабочая зона, установлен санпропускной режим, персонал проходит радиационный контроль. Материалы вывозятся на специальную площадку, где проверяются. Загрязненное оборудование вывозится в Сосновый Бор на предприятие "Экомет-С" - питерское отделение "Радона". После очистки от радиационных загрязнений металл будет использоваться без ограничений по радиационному фактору.
- Какие еще вопросы вы считаете актуальными?
- Беспокоят случаи нарушения правил ядерной и радиационной безопасности при проведении производственных процессов на предприятиях центра атомного судостроения, особенно на предприятии "Звездочка". Имеется в виду проведение так называемой операции №1 — выгрузки отработавшего ядерного топлива из реакторов атомных ПЛ. Есть случаи нарушения таких правил при обращении и с жидкими радиоактивными отходами. Вместе с тем не стоит излишне "ажиотажно" акцентировать внимание на радиационных проблемах. За общей ситуацией на заводах мы следим, и она находится под нашим контролем. Бывают отдельные случаи при проведении тех или иных технологических операций, когда на непродолжительное время окружающий фон на прилегающей к таким операциям территории превышает естественный в 1,5-2 раза (например, при замене воды в цистернах биологической защиты АПЛ). Но стоит напомнить, что весь персонал городских оборонных предприятий разбит по радиационно-безопасной классификации на более опасную категорию А и менее опасную категорию Б. Это предполагает возможное кратковременное нахождение персонала на территории с несколько более повышенным радиационным фоном, не опасным для здоровья. Главное, чтобы соответствующие операции находились под контролем. А такой контроль есть.
Иван Корнев, "Независимая Звездочка", специально для "ПРАВДЫ.Ру"