«Сказки Гофмана» во французском Провансе

17 апреля телеканал "Культура" в рубрике "Шедевры мирового музыкального театра" представляет телеверсию знаменитого спектакля Ж. Оффенбаха "Сказки Гофмана"
Опера "Сказки Гофмана" - последнее произведение знаменитого композитора Жака Оффенбаха. Он снискал при жизни громкую славу как автор оперетт, написав их больше ста. Оффенбах был директором знаменитого парижского театра Буфф. Благодаря композитору, жанр оперетты стал необычайно популярен в Европе. Россини назвал его Моцартом Елисейских полей, а Стравинский — первым музыкальным весельчаком Европы. По воспоминаниям современников и в жизни Жак Оффенбах, называвший себя парижанином до кончиков пальцев, был человеком оптимистичным, веселым, шумным и компанейским. Огромный успех, слава, деньги и вдруг — катастрофа: поражение Наполеона III в войне с Германией, оккупация Парижа, закрытие театра, эмиграция в Америку.

Оказавшись за океаном, Жак Оффенбах пришел в ужас — культурной жизни в европейском понимании нет и в помине. Композитор писал друзьям, что в Новом Свете интересуются исключительно джазом и негритянским блюзом, и музыканту-европейцу здесь делать нечего. Через несколько лет композитор возвратился в Париж больным, разочарованным, отчаявшимся вернуть былую славу. Либреттист Барбье предложил ему написать музыку оперы на сюжет рассказов Гофмана. И это либретто дает возможность Оффенбаху впервые рассказать в музыке о трагических сторонах жизни. Смертельно больной композитор с энтузиазмом берется за работу и мечтает только об одном — увидеть свое детище на оперной сцене. Он не успел не только увидеть оперу "Сказки Гофмана" поставленной, но и закончить партитуру, после его смерти работу завершил композитор Геро.

"Спектакль "Сказки Гофмана", поставленный для музыкального фестиваля в Оранже, — одна из лучших постановок этой прелестной и изящной оперы, — рассказывает ведущий цикла "Шедевры мирового музыкального театра" Святослав Бэлза. — Работая над "Сказками", композитор остро чувствует приближение конца земной жизни, и он размышляет о Боге, бессмертии души, ведет астральный диалог с Космосом, он понимает, что благодаря искусству, можно приблизиться к пониманию сокровенных тайн бытия".

Все те фантасмагорические персонажи, которые выведены в опере, сродни живописи Босха и Брейгеля. У Оффенбаха все эти музыкально-мистические видения происходят между бодрствованием и сном, между реальностью и фантазией. И люди представляются ему марионетками, которых дергает за веревочки невидимый кукловод. Человек не может сопротивляться обстоятельствам, он бессилен перед несправедливостью и жестокостью жизни, и в этом смысле он обречен, истинное освобождение наступает за пределами земного бытия. Композитор рассказывает мистические истории Гофмана с нежностью, и эта нежность, тонко переданная в музыке, составляет главное очарование оперы".

Постановка — Оранж, фестиваль "Хорежи д'Оранж", 2000 г.
Режиссер — Жером Савари, дирижер Мишель Плассон.
В главных партиях: Анжелика Кирхшлагер, Натали Дессей, Беатрис Урия-Монзон, Леонтина Вадува, Маркус Хэддок, Жозе Ван Дам.

Обсудить