В России митинги могут приравнять к терактам. Такое положение содержится в законе "О противодействии терроризму", который внесен вчера в Госдуму. Законопроект разработало ведомство Патрушева, а внесли его спикер Борис Грызлов и глава комитета по безопасности Владимир Васильев, а также примкнувшая к ним группа депутатов и членов Совета федерации.
Законопроект вводит в законодательство понятие "режима террористической опасности". Это означает, что при получении информации об угрозе теракта власти вправе ограничить движение пешеходов и транспорта, работники спецслужб смогут без санкций прослушивать телефоны, запрещать массовые сборища. Предполагается фактический запрет для СМИ на самостоятельную работу в зоне контртеррористической операции. Этот режим может вводиться на срок до 60 суток.
Уроки "Норд-Оста" и Беслана не прошли даром: авторы законопроекта практически полностью ограничили представителям СМИ возможность освещения обстоятельств теракта. Как пишет "Коммерсант", согласно законопроекту, формы и объем информации, предоставляемой СМИ, определяет руководитель оперативного штаба по проведению контртеррористической операции. При этом глава штаба вправе не только ограничить, но и полностью запретить доступ представителей СМИ в зону проведения контртеррористической операции. Если же пресса в зону проведения операции все-таки была допущена, журналистам запретят снимать скрытой камерой, фотографировать, вести аудиозапись и конспектировать подробности происходящего без официального разрешения начальника оперативного штаба.
И последний хит: в законопроекте предусмотрен запрет на обнародование информации, содержащей сведения о фактах или сценах "особо жестокого насилия". Если это не цензура, тогда что?
Одно радует, общего одобрямса на сей раз не наблюдается. Российские эксперты выступают против цензуры при освещении терактов, но призывают СМИ не способствовать своими публикациями деятельности террористов. Выступая на пресс-конференции в РИА "Новости", старший научный сотрудник Академии ФСБ РФ Олег Хлобустов сообщил, что зачастую информация в СМИ используется террористами для подготовки новых терактов.
"К примеру, часто в средствах массовой информации проходят сведения о составе и характеристиках взрывных устройств и способах их применения. При этом приводятся рассуждения о том, как можно было бы усилить их поражающий эффект", — сказал он. Хлобустов пояснил, что по исследованиям ученых всех террористов можно разделить на три категории: психически неуравновешенные люди, профессионалы, прошедшие спецподготовку, и "обучающиеся террористической деятельности по сообщениям СМИ". Последняя категория составляет четверть всех террористов.
В связи с этим эксперт выступил с предложениями об ограничениях, которых должны придерживаться журналисты при освещении терактов. "По моему мнению, заявления и требования террористов не должны появляться без соответствующих комментариев спецслужб. Журналисты не должны брать интервью у заложников, находящихся в состоянии глубокого стресса, тем более детей. Кроме того, нельзя вести прямую трансляцию спецопераций", — отметил Хлобустов.
В свою очередь генеральный директор Национального антикриминального и антитеррористического фонда Олег Нечипоренко высказал мнение, что в последнее время "под флагом борьбы с терроризмом появилось новое оружие массового поражения, объектом которого становится психика общества".
"Действие этого оружия заключается в перенасыщении СМИ информацией по террористической тематике", — пояснил он.