"Правда.Ру" продолжает публикацию портретов политиков глазами специалиста по речевому гипнозу, профессора Ирины Черепановой
Во многих странах мира в профессиональную политику и управление за последние два-три десятилетия пришли миллионы женщин. Интересно, как в этом контексте выглядит современная российская ситуация? Перемены последних лет здесь бесспорно значительны. Женщины стали влиятельной силой массовых общественных кампаний, женщины оформили целый ряд движений и организаций по защите своих прав и интересов.
Есть подвижки и на федеральном уровне, за последние годы появилась когорта известных женщин-политиков: Матвиенко, Хакамада, Памфилова, Слиска и т.д. Рамки данной статьи не позволяют нам рассмотреть психологические портреты всех вышеперечисленных персонажей (в будущем, мы надеемся, г-жа Черепанова подарит нам такую возможность), ограничимся Любовью Слиской, одной из самых колоритных женщин современной российской политики.
Сказку Пушкина о рыбаке и рыбке знает каждый российский ребенок. И ясно представляет, чем она закончилась. Но депутат Государственной Думы Слиска детские сказки вряд ли помнит. Ее интерес к детской литературе (да и воспитанию) предельно теоретический и сводится к введению Закона Божьего в школьную программу.
Между тем, образ старухи в классической сказке списан, будто с биографии Любови Слиски и прекрасно дополняется ее собственными словесами. Судите сами: "Жил старик со своею старухой У самого синего моря; Они жили в ветхой землянке Ровно тридцать лет и три года". По современным меркам возраст "старухи" около 50 лет, что и соответствует возрасту гражданки 1953 года рождения.
Трудовая деятельность парочки вполне в духе современности: "Старик ловил неводом рыбу, Старуха пряла свою пряжу". Отметим, что старик в этой истории легко заменим (может оказаться любым по счету мужем-юристом или мужчиной-чиновником), ведь он только безвольный посредник с сетью между основными деятелями — Алчной Старухой и Золотой рыбкой (неопределенного пола Дарителем несметных богатств "синего моря" - России).
Великий Пушкин умалчивает, какую "пряжу" пряла героиня ровно 33 года, констатируя только наличие старика, избы и расколотого корыта и с восторгом описывая диалектическое возрастание потребностей по мере увеличения возможностей.
Любовь Константиновна начинает откровения на все "синее море", которое собирается прибрать к рукам, через "Голос России" сразу же, как получает статус столбовой "медведицы" (депутата Государственной Думы):
"Может быть, меня уже многие считают мужененавистницей, но должна вам сказать, что с 1985 года по сегодняшний день только благодаря женщинам устояло общество... Ведь женщины быстро приспособились к той ситуации, обвалился рубль, либерализация цен, сгорели вклады на сберегательных книжках, мы прекратили просто копить деньги.... А женщины стали заниматься "челночным бизнесом". И я считаю, что вот на этом переломном этапе российские женщины с трудностями справились, хотя не знаю, чем это аукнется потом на всем остальном". Как мы знаем из сказки, аукнется ЭТО непреодолимым возрастанием потребностей стариковых избранниц, перераспределением благ и выборами по партийным спискам. Но это новая история. А нам интересен образ самой Любови Слиски, создававшийся за 33 года ее трудовой деятельности.
Как она говорила
Речь — провинциально-напевно-безграмотная: "Я просто не поступила в первый раз в юридический институт. Мне за три запятых поставили двойку.... В тех глупых местах, где эти запятые стояли, я просто не могла их поставить....Я снова поступила на первый курс и закончила юридический институт. То есть у меня получилось двойное такое образование" (создается впечатление, что рекламу моющего средства озвучивали именно по ней: "Чистое такое белье". — прим. автора).
Как ее величали
Самая частотная ассоциация на слово "любовь" у носителей русского языка — "нежность" (светлое такое имя). А "Слиска" в переводе с польского на русский "маленькая капелька слезы". Очень нежно любит себя Любовь Константиновна, не прочь и горькую слезу уронить по поводу собственной неказистой "избушки" в Москве или неприятию завистниками в коммунистическую партию: "Меня не принимали в партию.... Я сама себя предлагала, меня просто туда не принимали, меня обязывали находить трех рабочих, чтобы вместе с ними я была принята.... И где мне было найти трех рабочих? Рядом были люди намного ниже по уровню образования, интеллекту, но они были с партийными билетами, а я, к сожалению, без партийного билета, и мне приходилось быть в серединке".
Но коллеги, имевшие счастье работать вместе с будущим депутатом говорят, что главная причина отказа в приеме в КПСС была иной: брать от КПССтоварищ Слиска намеревалась гораздо больше, чем отдавать. Так что даже не особо щепетильные члены КПСС времен застоя не решались дать ей соответствующие рекомендации. А народу ее деятельность постыла ("она бьет их, за чупрун таскает") — сплошные "Слезки от Любови". Отсюда, вероятно, и "величания": "Суслов в юбке", "железная леди", "Слиска-Мерседес" (почти "Сонька — Золотая ручка" из недавней российской истории).
Как она "пряла" сети для стариков
"Откровенно говоря, карьеру я не делала и не знаю, трудно это или не трудно. У меня как-то в жизни получалось само собой. В команду губернатора я попала, когда пришел Аяцков: я просто его увидела, что это деловой человек.... У нас не было выходных целых четыре года.... И то, что случилось сейчас, понимаете, я сама лично никаких шагов и никаких договоренностей, никаких консультаций ни с кем не вела. И так, чтобы показываться на политическом бомонде, чтобы меня заметили, я этого тоже не делала. Можно ведь сделать себе имя, а потом оно работает на тебя и делает тебя уже всю жизнь". (А это уже из другой народной сказки — "По щучьему велению").
"Кому хочу, тому даю!", — цитируют злые языки СМИ легендарную фразу первого вице-спикера парламента Госдумы Любови Слиски, сказанную в ответ на недвусмысленный намек депутата-пролетария Василия Ивановича Шандыбина.
Как развлекается в барских хоромах
Любит русскую баню. Купается в проруби. Любит ездить на рыбалку, есть пельмени и пирожки с рыбой, капустой и грибами. А еще — ресторан "Метрополь", ночные клубы, роскошные иномарки и наряды от кутюр. ("Служат ей бояре да дворяне, Наливают ей заморские вины" и т.д.). Много выпивает, окружила себя колдунами и экстрасенсами, которые пророчат ей большое "политическое плавание". При этом считает, что живет с "Богом в душе", с самого рождения и говорит с ним.
Чего желать изволит
Добившись приема у президента в обход установленных правил, "Первый заместитель Председателя Государственной Думы Любовь Слиска заявила, что уже давно переросла рамки работы в Думе, является политическим деятелем федерального масштаба и хотела бы поработать в исполнительной власти. По ее мнению, Валентина Матвиенко делает много ошибок. Поэтому, по словам Слиски, она могла бы эффективно заменить Матвиенко, тем более что та давно уже проявляет признаки усталости". ("Почернело синее море" в лице Президента). И вновь мотив (да и результат) одной из сказок Пушкина: "Я ль на свете всех милее?". Впрочем, это не помешало Любовь Слиска заявить: "Валентина Ивановна — тот человек, с которым я пошла бы в разведку. Она сильная, волевая", (фраза, сказанная после известия, что Матвиенко может стать губернатором Санкт-Петербурга). Такие русские разведчицы — мечта ЦРУ.
"Эра Водолея наступает, Россия родилась под Водолеем. И в Библии, и колдуны все предсказывают, и чародеи, что после 2010 года в России может стать президентом (царицей) женщина . "Но какая форма правления в нашей стране будет?", — зная ответ, лукаво вопрошает когда-то почти "вольная царица" саратовского объединения "Единства" (по своему усмотрению контролирующая деньги из общей "берлоги"), — и уверенно заключает: "Так что не исключено, что такая женщина скоро появится".
Посоветовавшись с колдунами, она является с телеэкранов и настаивает на введение Божьего Закона в школах. А на следующий день националисты выходят на площадь и призывают громить науку... Что ей Россия, когда стариков с неводом пруд пруди?
Говорить о причудах, о возрастающих потребностях "служанки народа", возомнившей себя "владычицей морскою" можно долго, благо, материалов в избытке. Да и для российской истории такие примеры не новость. Вспомним помещицу Подольского уезда Дарью Николаевну Салтыкову (Салтычиху), которая замучила более 100 человек (в основном, женщин), за то, что они "плохо мыли пол". К слову, последние 33 года своей приключенческой жизни Салтычиха провела в яме под Соборной церковью Ивановского монастыря, где и умерла дряхлой старухой. Таково было наказание злодейке, определенное демократичной царицей Екатериной II, указ которой постановил впредь "именовать сие чудовище мущиною".
К слову сказать, для подобного типа женщин-чиновников с неясной половой самоидентификацией ("родился девочкой — терпи") — этаких Маргарет Тэтчер саратовского изготовления, выборы по партийным спискам — единственный путь к власти и ее благам. А мудрая княгиня Ольга в Думу по определению не попадет... Вот и остается богатая Россия в землянке у разбитого корыта. А недальновидные старики с неводами продолжают ходить с нелепыми просьбами к синему морю.
Ирина Черепанова