Владимир Путин в соответствии с пунктом "г" статьи 84 Конституции России внес в Государственную думу проект федерального конституционного закона "О референдуме Российской Федерации", сообщила пресс-служба Кремля. Президент России назначил председателя Центризбиркома РФ Александра Вешнякова своим официальным представителем при рассмотрении законопроекта палатами Федерального Собрания.
История с подготовкой поправок в конституционный закон о референдуме вообще напоминает детективную. Конспиративность, с которой готовились новации, наталкивает на мысль, что авторы просто не пожелали преждевременной критической шумихи. Как выяснилось, не зря. В ответ на просьбу корреспондента "Известий" хоть чуть-чуть приоткрыть завесу тайны Александр Вешняков заявил, что поправки содержат "существенное ужесточение процедуры выдвижения инициативы референдума". А ведь перед парламентскими выборами-2003 Госдума наложила мораторий на проведение референдумов в околовыборный период сроком на два года. Так что у желающих устроить референдум в распоряжении остается лишь два года из каждых четырех. А поскольку парламентские и президентские выборы разведены по времени, то и меньше.
- Главная цель изменений — привести закон об основных гарантиях избирательных прав в соответствие с новым избирательным законодательством, — поясняет Вешняков. — В них будут изменения, связанные с самим процессом голосования и подведением итогов голосования. Кроме того, сделан ряд уточнений относительно порядка выдвижения инициативы референдума, он будет более жестким. Необходимо получить более четкий ответ на вопрос о том, кто же является инициатором референдума. Сначала инициативной группе предстоит пройти механизм предварительной регистрации подгрупп в субъектах федерации. Затем нужно будет передать эти документы в Центризбирком. И только потом пройдет регистрация инициативы в целом. Кроме того, поправки требуют обязательного нотариального удостоверения тех лиц, которые изъявляют желание принять участие в сборе подписей. И только они будут иметь право их собирать. Сколько их будет, решать самим инициаторам. Тысяча — хорошо. Десять тысяч — еще лучше.
Остальные подробности Вешняков раскрывать не стал, мотивируя это тем, что "работа еще не завершена". Однако и этой информации достаточно, чтобы понять: желающим устроить референдум придется нелегко. К примеру, согласно закону, для инициирования референдума необходимо собрать более двух миллионов подписей. Если учесть, что каждый сборщик отныне обязан зарегистрироваться через ЦИК, процедура может затянуться не на один месяц. В беседе с корреспондентом "Известий" бывший председатель ЦИК, а ныне — глава Независимого института выборов Александр Иванченко, которому удалось ознакомиться с поправками, заявил:
- Фактически федеральный конституционный закон полностью переписан. Разработка подобных изменений вполне созвучна с высказанной идеей о переходе к пропорциональной системе выборов в парламент. Помимо сопутствующих факторов типа повышения барьера прохождения в Думу в выборах запретят участвовать блокам. Эти поправки — ренессанс возрождения руководящей и направляющей роли КПСС. За хитрыми формулировками нового закона скрывается полностью новая редакция федерального конституционного закона из 296 страниц текста. Это серьезная бюрократизация процедур, и ни одна из инициативных групп практически не сможет реализовать никакую инициативу.
Справка
РЕФЕРЕНДУМ, способ принятия путем всеобщего голосования граждан решений по конституц., законодат. или иным высокозначимым политич., экон. и соц. вопросам. Процедура и условия проведения Р. регулируются Конституцией или иными законами гос-ва, либо правовыми актами относительно самостоятельной его части. (земель, штатов, кантонов, респ. и т.д.). В совр. условиях Р. — одна из форм непосредств. народовластия (прямой демократии); эффективное ср-во демокр. выявления обществ. мнения по актуальной проблеме; важный метод разрешения сложных и трудных вопросов, к-рые не могут быть решены парламентским путем.
P.S. Госдума в среду отклонила законопроект об ограничении распространения по телевидению информации о террористических актах, внесенный депутатом Михаилом Юревичем ("Единая Россия"). Как передает корреспондент "Росбалта", документ поддержал всего 1 парламентарий, против высказались 70 (интересно, а куда делись остальные 379 народных избранников).
Против поправок Юревича выступил Комитет Госдумы по информационной политике. Как отметил председатель этого комитета Валерий Комиссаров, действующим законодательством уже предусмотрен запрет на использование СМИ в целях совершения уголовно наказуемых деяний, включая распространение материалов, пропагандирующих культ насилия и жестокости. В дополнительном ужесточении закон о СМИ не нуждается, убеждены парламентарии. Реализация законодательной инициативы Юревича может привести к ограничению свободы прессы и нарушению права граждан на получение информации, указывается в заключении Комитета по информационной политике. Правительство РФ также не поддержало законопроект Юревича.
Отдел политики