12 апреля в Большом театре состоялось торжественное закрытие фестиваля "Золотая маска".
Всегда столица с провинцией тягалась, и главный спор, кому присуждать "Золотую маску", столичным или провинциальным спектаклям — особенно в номинации "Драматический театр", — по-прежнему актуален. И в этом году Москва вновь щедро поделилась с Петербургом и немножко — с Новосибирском.
Лучшим спектаклем большой формы назван "Ревизор" Александринского театра, поставленный Валерием Фокиным и художником Александром Боровским, который также получил "Маску". А лучшим режиссером объявлен Лев Додин за "Дядю Ваню" в Малом драматическом театре — Театре Европы. Премия "лучшая мужская роль" досталась Сергею Курышеву за роль Войницкого в "Дяде Ване".
"Ревизор" Валерия Фокина очаровывает. Очаровывает именно разрушением программности, ведь именно с поправкой на это мы привыкли воспринимать классику. А в спектакле Александринского театра и строгость стиля выдержана, и скучность знакомых фраз разрушена напрочь, потому что фразы как раз-таки и оказываются незнакомыми: режиссер объединил в один текст несколько рабочих вариантов Гоголя.
Хлестаков в исполнении Алексея Девотченко является миру не робким оборвышем, но сущей бестией: за приличным внешним видом во фраке и в цилиндре — сразу не разберешь, действительно ли этот герой из высшего общества или прощелыга, ведь глазенки у мальчонки так и бегают по углам. Когда новоявленного ревизора полупьяным доставляют в дом к городничему, сомнений не остается: Хлестаков — страшный человек. В нем не только сходится все земное зло, он предстает самым настоящим подонком. У этого человека нет ничего святого: он бессовестно (не шутки ради) обирает глупцов, лишает невинности Марью Антоновну и смывается — даже удивительно, что Хлестаков оставляет такую улику, как письмо.
Другой классический герой — Иван Петрович Войницкий, или дядя Ваня, — решен Львом Додиным и Сергеем Курышевым, играющим его в спектакле Малого драматического театра — Театра Европы, столь же нетрадиционно. Складывается впечатление, что Войницкий вовсе не главный герой — и режиссер намеренно оттесняет его на второй план, подчеркивая безвольность, инфантильность, капризность и нерешительность в отношении своей судьбы стареющего ребенка. Такой Войницкий и скандал не умеет затеять, а возмущения Ивана Петровича в адрес бывшего мужа покойной сестры — Серебрякова, задумавшего его, и свекровь, и дочь лишить родного дома, больше напоминают истерику. Истерику вымученного интеллигентного человека, вынужденного всю жизнь провести в провинции. Войницкий-Курышев — это Андрей Прозоров после женитьбы на Наташе или Сорин: мечты рассеялись, остались лишь мелкие потребности банального существования.
Лучшей актрисой названа Чулпан Хаматова за роль Сына в спектакле Нины Чусовой "Мамапапасынсобака". Лучший спектакль малой формы — "Двойное непостоянство" - новосибирского театра "Глобус". Специальный приз жюри драматического театра и театра кукол — спектаклю Сергея Женовача "Правда — хорошо, а счастье лучше" Малого театра и Ольге Цинк за Сильвию в "Двойном непостоянстве". За кукольные спектакли премий удостоены петербургские Кукольный театр Сказки и театр "Кукольный дом". В конкурсе "Новация" победил "Кислород" московского Театра.doc. Приз критиков и журналистов присвоен спектаклю "Вишневый сад", поставленному Эймунтасом Някрошюсом (проект театра Meno Fortas, Вильнюс, и Международного фонда имени К. С. Станиславского).
В "Опере — Жизнь с идиотом" Новосибирского театра оперы и балета собрала "Маски" за лучший спектакль, лучшую работу художника (Давид Боровский) и лучшую мужскую роль (Александр Лебедев), "Похождения повесы" Большого театра — за лучшую работу режиссера (Дмитрий Черняков), лучшую женскую роль (Елена Вознесенская) и лучшее световое оформление (специальный приз жюри музыкального театра — Глебу Фильштинскому). Лучший мюзикл жюри не удалось выбрать.
Лучший балет — "Ballet Imperial" Театра оперы и балета имени П. И. Чайковского из Перми, лучший спектакль современного танца — "Весна священная" Камерного балета "Москва". "Светлый ручей" Большого театра отмечен за лучшую работу балетмейстера (Алексей Ратманский), женскую роль (Мария Александрова), мужская роль (Сергей Филин).
Наталия Бойко