Быть ли реформам в парламенте?
Реакция на предложение Дмитрия Рогозина сократить число думских комитетов, равно как и число вице-спикеров, стала весьма показательным тестом на готовность истеблишмента всерьез отозваться на инициируемые Кремлем реформы. Мы уже писали (" Путин шлет сигнал регионами " - 26.03.2004), что уменьшение числа министров и вице-премьеров на федеральном уровне мало что решает.
Пока изменения не дойдут до регионов, пока там не возьмутся всерьез за сокращение числа замов губернаторов, и вице-мэров, толку не будет. Административная реформа так и останется, если не фикцией, то, по крайней мере, не полной и не последовательной кампанейщиной.Дмитрий Рогозин же, неизвестно из каких соображений, вполне вероятно, что из популистских, привлек внимание к структуре нашего парламента, громоздкой и малоэффективной. Тем не менее, мы ему благодарны и за это.
Начнем с вице-спикеров. Тем, кому хоть в малой степени ведома специфика думской работы, прекрасно знают, что в реальности за громким титулом с приставкой "вице" кроется пустота. Никакими серьезными и реальными полномочиями они не располагают. Вся подготовительная работа над законопроектами ведется в комитетах, и в этом смысле слово и мнение председателя комитета имеет гораздо больший вес. Возьмем, для примера, комитет по собственности. В прошлом составе Госдумы его "курировал" Георгий Боос. Но на практике это никак не выражалось, на заседания его он не ходил, а председатель данного комитета Виктор Плескачевский к Боосу с отчетами не бегал.
Таким образом, вопреки замыслам, вице-спикеры больше занимались посещениями торжественных мероприятий и загранкомандировками. Вспомним, что Борис Немцов незамедлительно променял пост зама Селезнева на должность руководителя фракции, когда Кириенко ушел из Думы, так же как и сам Рогозин недавно не счел для себя понижением переход в лидеры фракции. Оба политика прекрасно понимали, что вице-спикерство — всего лишь необременительная синекура.
Наличие столь большого количества должностей (в нынешней Думе — девять простых заместителей спикера, плюс Слиска — первый зам) объясняется просто. При дележе портфелей всегда остаются обиженные, и чтобы их пристроить, и придуман сей, раздутый не в меру, институт. Его содержание — немалая нагрузка на бюджет. Каждый вице-спикер тянет за собой и закрепленный постоянно автомобиль, и дополнительное число помощников сверх обычного депутатского, и апартаменты с приемной и огромным кабинетом.
Возникает вопиющее противоречие — нагрузка на правительство несопоставима с нагрузкой на парламент. Работа в исполнительной власти требует принятия ежедневно неотложных решений. Работа взаконодательной власти — неспешная, рассчитанная на вдумчивый анализ законопроектов. Тем не менее, вице-премьер у нас один — Александр Жуков, а в Думе, повторимся, десять. Кстати, в царской России у Родзянки было лишь два заместителя — по-тогдашнему, "товарища". Налогоплательщики, ау! Разве можно смотреть безучастно на столь вопиющее разбазаривание бюджетных средств?
От самих думцев, запутанных всевозможными обязательствами друг перед другом, ждать добровольного "обрезания" синекур не приходится. Любопытна в этом смысле позиция "Единой России", которая поддержала, естественно, президентское усекновение правительства, но с кислой миной откликнулась на инициативу Рогозина. Единственно, на что хватило смелости у парламентариев — это на предложение руководителя аппарата ГД Александра Лоторева сократить число персонала примерно на двадцать процентов, то есть на триста человек. Себя же, любимых, они трогать не собираются.
Правда, сам Дмитрий Олегович, более озабочен сокращением думских комитетов до шестнадцати, вместо нынешних двадцати девяти. Идея также разумная, поскольку иные структуры явно надуманы, и также созданы под "личности". Например, зачем было разделять комитет по кредитным организациям и финансовым рынкам и комитет по экономической политике, предпринимательству и туризму? А если есть комитет по физической культуре и спорту, нельзя было туда включить и туризм? Вопросов много. Думается, нежелание Кремля побуждать своих единомышленников в Думе к сокращению числа синекур продиктовано сиюминутными политическими интересами — надо же как-то поощрять соратников за верноподданную службу.
В Совете Федерации комитетов поменьше (но надо учитывать, что и численно он почти в три раза уступает Думе), но зато комиссий в нем на порядок более. Массу вопросов вызывает существование "Комиссии Совета Федерации по методологии реализации конституционных полномочий Совета Федерации" - типичное косноязычное название в духе Бурбулиса, который ее и возглавляет, придумав под себя. Сенаторы, занимающиеся методологией — просто анекдот, но над ним никто не смеется. А ведь даже у этой нелепой комиссии есть свой аппарат с оплачиваемыми из бюджета штатными должностями.
А наличие двух дублирующих друг друга комиссий — "по регламенту и организации парламентской деятельности" и "по контролю за обеспечением деятельности СФ"! Неужели чувство скромности гражданской ответственности у сенаторов мертво? Пока же, в отсутствие значимого общественного мнения и гражданского общества, "народные" избранники вовсю делят портфели, придумывая для себя должности все интересней и интересней...
Александр Костерев