Театральный фестиваль "Золотая маска" отмечает в этом году свое 10-летие .
Отмечает, надо сказать, по крупному: привозит в Москву всегда с невероятным интересом встречаемые коллективы, среди которых театр "Meno Fortas" Эймунтаса Някрошюса, Театр балета Бориса Эйфмана, Малый драматический театр под руководством Льва Додина, петербургские театры "Дерево" и "Ахе", Театр оперы и балета из Новосибирска и "Провинциальные танцы" из Екатеринбурга. В один день, 13 марта, можно будет увидеть все спектакли Евгения Гришковца, в том числе и выбывший из его репертуара шедевр "Как я съел собаку". И если основная, конкурсная программа, как и принято, начнется во второй половине марта, то фестивальная, праздничная часть началась в феврале со спектаклей Бориса Эйфмана.
Этому режиссеру не интересно ставить просто "Гамлета" или классическую "Жизель", и он выпускает "Русского Гамлета" и "Красную Жизель". Его фантазия простирается от трагедии в Датском королевстве к трагедии в государстве Российском: "русский Гамлет" - так называли сына Екатерины Великой — Павла I. И в спектакле Борис Эйфман показывает, как юный наследник взрослеет и приходит к осознанию того, что мать виновата в смерти отца — и упрекает воинствующую императрицу. Прекрасна Екатерина в исполнении Эгле Шпокайте, в резких движениях которой выражены и внутренняя сила, и ум, и жесткий характер ее героини. Екатерина непобедима, и даже шутки сына с театральным представлением, сценой "мышеловки", заимствованной у Шекспира, не испугала ее. Но смерть подкрадывается к ней и в буквальном смысле влечет в свои объятия, укутывая сопротивляющийся гибкий стан в черные шелка. Теперь Павел — император. Но, как мы знаем из истории, царствование его продлится недолго
"Красную Жизель" Эйфман посвятил гениальной балерине Ольге Спесивцевой — самой прекрасной Жизели в истории русского балета. В спектакле проходят картины ее счастливой сценической молодости, которые сменяют кровавые сцены революционного времени, охватившего страну и выгнавшего интеллигенцию из России. Спесивцева оказалась в эмиграции. Но и в Париже она — прима, и только воспоминания о родине не дают ей покоя.
Наибольший ажиотаж вызвали постановки Эймунтаса Някрошюса, и мало кого из зрителей испугали пять часов напряженного действа. Режиссер уже привозил в Москву и "Гамлета", и "Макбета", и "Отелло", на сей раз он представил всю шекспировскую трилогию, поставленную им, основная тема которой — смерть.
Как смех в комедии Гоголя "Ревизор", так и смерть в работах Някрошюса — полноправный герой, который невидимо присутствует на сцене с первых же минут спектакля. Мрак на сцене располагает к тому, чтобы смерть притаилась где-нибудь под ковром, или в глыбе льда, или в шуме бушующих волн, насмехалась, подглядывая из-за зеркал, и ждала своего торжественного выхода.
В истории принца Гамлета действие перенесено из Эльсинора в Аид, царство мертвых, где и живые обречены таскать за собой (точнее — на себе) гроб. Здесь постоянно капает и брызжет вода, сыплется песок, горят факелы. И герои в грубой темной одежде скорее напоминают "отбросы общества", бомжей. И хипповатый Клавдий всего-навсего король мелкой банды. Истинный же хозяин этого подземного пятачка — покойный король, призрак (Видас Пяткявичус), являющийся сыну в роскошной белой шубе.
Но прежде Гамлет предстает перед отчимом и матерью в спущенных штанах, показывая, что он не согласен принимать их правила игры. На заглавную роль Някрошюс пригласил известного в Литве рок-певца Андриса Мамонтоваса. Его Гамлет не безумен и не изображает безумство, артист остается собой, привнося в спектакль естественную анархичность. Пока он читает монолог "Быть или не быть", рубашка с каждым следующим словом буквально тает на нем, расползается — и к концу сцены от нее не остается и следа, как и от уверенности Гамлета в отмщении. Призрак дарует ему кинжал, спрятанный в глыбе льда, — и герой в истерическом порыве раскалывает ее, чтобы, как иголку из яйца, вынуть свою смерть.
В заключительной сцене спектакля режиссер не акцентировал приход Фортинбраса. Кто может захватить земли в преисподней? Смерть уже сделала это — финал получился страшный, устрашающий: ширмы сомкнулись плотной стеной — земля поглотила все жизни.
"Макбет" - ведьмовская пьеса, и у Някрошюса не только Макбет и его жена главные действующие лица, но и три очаровательные ведьмочки, коварные бестии, словно птицы порхающие, смеющиеся над человеческими слабостями, толкающие человека к греху и умывающие руки, когда злодеяние совершено. К какому миру они принадлежат? К тому, где живет чудак-Макбет (Костас Сморигинас), который, кажется, сам не понимает, зачем убил своего короля и своего друга (убил не себе в угоду — он слишком безволен для человека, который любил бы власть, — по желанию жены, ради ее любви, ради ее нежности и их будущего)? В этом мире обитают убийцы, метающие топор за топором в древко. Или, может, ведьмы принадлежат к миру, из которого являются духи — Дункан с топором в спине и оскалившийся Банко, окончательно сводя Макбета с ума?
Красный луч прожектора направлен только на руки злодеев и подразнивающих их ведьм. В свете прожектора и зеркала — свидетели преступлений, кажется, тоже залиты кровью.
В последний свой поход Макбет идет совершенно обезумевшим. Не удерживает его и предсказание призраков, что погибнет он, когда Бирнамский лес двинется на Дунсинанский холм. И действительно, лес наступает на его отряд,скрывая за листвой противника, который казнит захватчика Макбета. А что у Макбета осталось дорогого, чтобы не искать смерти? Жену он уже потерял, и единственное, что его ждет, как и Гамлета, как и весь мир, — тишина.
"Отелло" - самый светлый в этой трилогии спектакль Някрошюса, но режиссер и здесь не дает героям надежды даже на спасение душ. Об их обреченности хорошо знает море, всплеск которого, шум которого, вой которого заглушает музыку, исполняемую тапером, сопровождает все события намечающейся трагедии. Уже со второй картины все персонажи поселяются на Кипре, здесь они окружены морем, и его поведение предмет всеобщих тревог. С морем общается военачальник Отелло в тревожные моменты жизни, морю подставляет он свою грудь и грудь своих врагов, море становится его последним пристанищем.
Выбрав на роль Дездемоны балерину Эгле Шпокайте, Эймунтас Някрошюс подчеркнул хрупкость молодой жены, рядом с которой Отелло (Владас Багдонас) — старик. Девушке нравится его физическая мощь, но он уступает ей в духовной силе, она верит в его справедливость (именно поэтому уговаривает мужа простить Кассио за драку) — Дездемона любит мужа и влюблена в весь мир. Но Отелло сомневается в своем счастье, он весь пропитан подозрениями как морской солью, и мелкому пакостнику Яго ничего не стоит разжечь в груди Отелло ревность.
Герой идет в спальню к возлюбленной и вытаскивает из-под нее, покойно спящей, простыню, укладывается отдельно, чтобы не будить в себе подозрений и не осуществить задуманное. Но Дездемона приходит к Отелло, она тянется к нему "Сжатая в крепких руках мужа, девушка не желает рабски подчиняться судьбе, она не жертва, все ее тело изгибается в негодовании, в отчаянном сопротивлении". Но смерть не щадит ее, как не щадит она и генерала. Сойдя с ума после умерщвления любимой, Отелло расправится и с собой. Тело военачальника положат в гроб-челн и пустят странствовать по волнам.
Наталия Бойко