Экологи наехали на главкома ВМФ за «аварийность»

Вчера Верховный Суд РФ постановил, что жалоба Экологического правозащитного центра “Беллона” на главкома Военно-морского Флота Владимира Куроедова должна быть рассмотрена Пресненским районным судом Москвы. Это, прямо скажем, прецедент: главкома еще никто не таскал в суды.
Итак, решение Верховного суда устранило ситуацию, когда московские суды месяцами перенаправляли друг другу жалобу экологов. Более года назад ЭПЦ “Беллона” обратилась в Пресненский районный суд г. Москвы — место территориальной подсудности Минобороны — с жалобой на отказ Главкома ВМФ рассекретить общественно значимые сведения об авариях на атомных подводных лодках Военно-морского флота СССР. Районный суд принять заявление “Беллоны” к рассмотрению отказался, сославшись на то, что “это дело, связанное с государственной тайной, должен рассматривать Московский городской суд”. В свою очередь, 28 августа Мосгорсуд определил, что “заявление ЭПЦ “Беллона” не отнесено законом к подсудности суда города федерального значения”. И порекомендовал в своем решении обратиться в районный суд. Круг замкнулся. “Теперь же Верховный Суд признал правильность нашей первоначальной позиции. Нашу жалобу должен рассматривать районный суд, поскольку истребуемые “Беллоной” сведения в соответствии с законодательством России не относятся к государственной тайне”, — заявил сегодня директор ЭПЦ “Беллона” Иван Павлов. Следующим шагом будет надзорная жалоба “Беллоны” на решение районного суда в президиум Мосгорсуда, в обоснование которой ляжет определение Верховного Суда. “Что касается представителей Минобороны, то они — хотя Минобороны и является заинтересованной стороной в процессе — даже не пришли на заседание Верховного Суда. Мы не сомневаемся в том, что в итоге суд примет положительное решение по нашей жалобе. Минобороны будет обязано рассекретить информацию об авариях”, — заявил Иван Павлов.

“Беллона” требует рассекретить
Напомним, что более года назад ЭПЦ “Беллона” обратился к министру обороны Сергею Иванову с письмом, в котором призывал сделать открытой информацию об авариях на АПЛ Военно-морского флота СССР. В письме, в частности, говорилось: “…По имеющимся у нас данным, полученным из различных открытых источников, на атомных подлодках с тактическими номерами К-19, К-387, ТК-208, К-279, К-447, К-508, К-209, К-210, К-216, К-316, К-462, К-38, К-37, К-371, К-367 в период с 1961 по 1985 годы имели место аварии (поломки) ядерных энергетических установок. Известно, что в результате этих аварий пострадали люди, и произошли радиоактивные выбросы в окружающую среду. Вместе с тем, полные последствия этих чрезвычайных происшествий до сих пор скрыты от общественности…”. По данным “Беллоны”, все АПЛ, упомянутые в письме к министру Иванову, в настоящее время выведены из состава ВМФ. Некоторые из них, включая К-19, уже были утилизированы. Некоторые ржавеют на базах флота, дожидаясь полной утилизации, — причем многие всё ещё имеют на борту невыгруженное ядерное топливо. “Мы попросили Иванова в строгом соответствии с российскими законами рассекретить сведения о радиационных авариях”, — говорит представитель “Беллоны”, известный российский эколог Александр Никитин. В 1996 году бывший офицер-подводник и инспектор ядерной безопасности, Никитин был арестован ФСБ РФ и обвинен в шпионаже за участие в написании доклада “Беллоны” о ядерной безопасности на Северном флоте. В сентябре 2000 года Верховный Суд принял окончательное решение, признав невиновность Никитина. По мнению юристов “Беллоны”, информация об авариях на Советских атомных подводных лодках не может быть секретной, — в соответствии, например, со статей 7 закона “О государственной тайне”. Закон прямо запрещает засекречивать “сведения о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан и их последствиях, о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях, а также сведения о состоянии экологии”. В ответе, который “Беллона” получила — причем не от министра, а от Главкома ВМФ Владимира Куроедова — содержался отказ сообщить какие-либо сведения, под тем предлогом, что “командованию ВМФ не известно, из каких открытых источников получена информация об авариях на АПЛ”. Куроедов признал только одну аварию — на АПЛ К-19, по мотивам которой был недавно снят американский художественный фильм “К-19: Оставляющая вдов”. Однако, признав то, что авария произошла на К-19 в 1961 году, Куроедов отказался сообщить о ней что-либо дополнительно, заметив, что “данная авария официально известна всем заинтересованным лицам”. “Беллона” посчитала фактический отказ в предоставлении запрашиваемой информации незаконным. В начале 2003 года организация обратилась в суд с заявлением о том, что Минобороны в лице Главкома ВМФ нарушило и Конституцию РФ, и ряд положений сразу нескольких законов, в частности, закона “О государственной тайне”.

Засекречиванию не подлежит
“Мы планируем инициировать ещё ряд исков с требованием рассекретить незаконно засекреченную информацию, потому что она является общественно значимой”, — говорит Иван Павлов. Недавно на сайте “Беллоны” была опубликована стенограмма заседания Политбюро ЦК КПСС 1986 года, принимавшего решения о действиях в связи с гибелью атомной подводной лодки К-219. “Копию этого документа мы получили от американской общественной организации “Национальный архив безопасности”. Они сделали эту копию в начале девяностых годов, когда российские архивы были открыты. Сегодня же архивы фактически закрылись вновь, несмотря на то, что такие документы не могут быть секретными, и являются общественно значимыми”, — подчеркивает Иван Павлов.

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе
Обсудить