Создание в провинциях единой диспетчерской службы «01» под большим вопросом?

В последнее время в прессе все чаще можно встретить материалы о реформировании одного из самых крутых министерств нашей страны – МЧС. Сначала это были статьи о присоединении к МЧС государственной противопожарной службы, потом – о создании в недрах МЧС идеи объединения во всех городах и весях диспетчерских всех чрезвычайных служб, затем – о переименовании противопожарной службы в пожарно-спасательную службу, а пожарных – в спасателей...
Затем из уст министра МЧС прозвучала идея создания единой чрезвычайной службы на базе пожарных частей (вплоть до объединения в единую организацию и “Скорой помощи”). А создание единой дежурно-диспетчерской службы с единым номером телефона “01”, оказывается (по сообщениям некоторых СМИ, в первую очередь центральных), уже решенный вопрос, воплощенный в жизнь! Как же все эти нововведения отразятся на обычном горожанине-"немосквиче", как будут работать сотрудники служб в провинции в новых условиях, и каковы эти новые условия в жизни небольшого провинциального города? ПРАВДА.Ру вместе с нашим инфо-партнером, поморским ИА “Двина-Информ” решили обратиться к одному из бывших сотрудников штаба ГО и ЧС Северодвинска (у него имеется многолетний опыт работы в структурах МЧС) с просьбой проанализировать ситуацию. В подготовке этого анализа приняли посильное участие и некоторые сотрудники Муниципальных служб спасения городов Поморья. Вот что получилось.
Решено было для начала посмотреть материалы, которые печатает по данному вопросу журнал, выпускаемый МЧС -- “Гражданская защита”. В одном из журналов (№9 2003г) напечатана статья, которая объяснила непосвященному в проблему журналисту, что МЧС идет правильным путем. Путем, который показывают все спасательные службы цивилизованных стран. Но стоп - это у них там все по полочкам разложено, а как же у нас? В статье написано, что для создания единой пожарно-спасательной службы необходимо выполнение нескольких условий. Первым организационным шагом к воплощению этой идеи должна стать единая дежурно-диспетчерская служба, единый координирующий центр. Специалисты в один голос твердят, что единая диспетчерская служба – это чрезвычайно прогрессивная система. Несомненно, жителю города, который попал в чрезвычайную ситуацию, гораздо проще позвонить по одному номеру, получить помощь и скорой помощи, и пожарной службы, и аварийно-спасательной службы. В случае с единой диспетчерской о том, кого необходимо вызвать по данной ситуации, будет хладнокровно думать специально обученный оператор интегрированной пожарно-спасательной службы, а не растерявшийся в нестандартной ситуации человек. Так должно быть в идеале, но в реальности все гораздо сложней. Все звонки по телефону 01 поступают на диспетчерский пункт пожарной части, которая не связана прямыми линиями с другими чрезвычайными службами города. При поступлении вызова диспетчеру придется связываться или со службой спасения, (в которой с подачи городских властей планируется упразднить оперативных дежурных в качестве экономии средств) или со станцией скорой медицинской помощи по обычному городскому телефону. И если в ответ раздаются короткие гудки он вновь и вновь должен набрать номер, чтобы отправить на помощь человеку необходимых специалистов. Представили, сколько вхолостую будет расходоваться времени, когда счет идет на секунды? Кроме того, после официального объявления о начале работы единой диспетчерской, оператору связи “01” придется принимать самые разные сообщения: об упавших деревьях, о внезапных отключения электричества, о кошечке, которая кричит на дереве, о собаке, которая не пускает жителей в подъезд, об утерявшихся людях, о сердечном приступе, рыбаке которого уносит в море и многие другие. И если учесть, что на смене работает один диспетчер, а в пожарной части всего лишь две прямых телефонных линии, то звонок, на который нужно отреагировать моментальнымвыездом специалистов, может просто не “прорваться”. Ну, а где можно заказать проект единой диспетчерской с обоснованием необходимого оборудования, штатной численности, затрат на ее создание? Таких адресов оказалось немало. Я полагал, что этим же путем идут и ее создатели в управлении ГО и ЧС города, но ошибся – ни о каком техническом проекте речи пока не идет. Приказ издан, но финансово он никак не подкрепляется. Средств на техническое перевооружение диспетчерской службы у города нет, нет финансовой поддержки и от областного бюджета. При таком решении вопроса его воплощение затянется на многие годы. Благие намерения, как у нас водится, остаются таковыми лишь на бумаге, отчетах руководителей соответствующих структур, да в мыслях их создателей.
А что же с созданием единой пожарно-спасательной службы? Кроме общих рассуждений о ее пользе никаких нормативно-правовых документов, подтверждающих реорганизацию, не оказалось ни в управлении ГО ЧС, ни в противопожарной службе города, ни в аварийно-спасательной службе. В пожарных частях области полным ходом идет первоначальная подготовка сотрудников с последующей аттестацией их в звании спасатель РФ. Но ведь для того чтобы наработать необходимый опыт, навыки, приобрести знания, необходимо очень значительное время. В статье написано что “пожарная охрана в нашей стране в основном занимается тушением пожаров, а в ликвидации последствий ЧС техногенного характера принимает небольшое участие”. Но как же может быть иначе, если количество пожаров по статистике все возрастает, и для того чтобы отвлекать пожарных от их основной деятельности видимо надо существенно ужесточить противопожарные нормы и требования и выполнять их (что может уменьшить количество пожаров), и провести очень значительное перевооружение частей современной техникой и средствами пожаротушения. (По собранным мною данным, в Северодвинске требуется заменить практически весь автомобильный парк городской ПЧ, а потребность в пожарных рукавах составляет 70% от нормативного). Непонятно, если пожарных нацелят на выполнение работ по ликвидации ЧС, то кто будет тушить пожары, и если основное предназначение пожарно-спасательной службы все-таки тушение пожаров, кто будет ликвидировать последствия ДТП, спасать люде на воде и т.д.? Или возможно расширение штатной численности ПЧ за счет профессионалов спасателей муниципальной службы спасения и создания единой службы по описываемой модели спасательных служб США. Видимо это было бы логичным завершением вопроса, но для этого надо состыковать гражданское законодательство по которому работают спасатели и законодательство в рамках которого действуют пожарные – служащие внутренней службы – военизированные формирования. Остается главный вопрос кто и когда решит его на законодательном уровне, кто и когда выделит на это средства. Сотрудники чрезвычайных служб города находятся в полном неведении – что будет завтра и как это будет происходить. При этом слухов на эту тему ходит больше чем достаточно: это и о ликвидации спасательных служб и передаче их функций на противопожарную службу, и о том, что пожарных переведут в гражданское ведомство, и о передаче их финансирования в местный бюджет, (в котором денег нет) – все это не улучшает обстановку в службах.
Выдержка из статьи приведенной в журнале “Гражданская защита” №9 за 2003 год: “Никакие реформы и структурные изменения спасательной и пожарной служб не принесут желаемых результатов, если не будут подкреплены необходимым оснащением подразделений”… Все правильно, но на оснащение… денег также нет и, похоже, не предвидится в обозримом будущем, ведь дефицит городского бюджета превышает все допустимые уровни, и руководству города порой не до безопасности тех, кого они “администрируют” -- залатать бы дыры. Вот почему инициатива создания единой службы “01” в провинции под большим сомнением…

Темы мчс
Обсудить