О намерениях “ТатНефти” спроектировать и построить в Северодвинске (Архангельская область) морской перевалочный нефтекомплекс пришлось мне слышать в Казани в августе нынешнего года, во время проведения Всероссийской Ассамблеи экологической журналистики -- эту информацию я услышал от руководителя пресс-службы “ТатНефти” Рустама Рафикова. О целесообразности наличия такого нефтекомплекса в Северодвинске говорилось еще лет 10 назад, но до дела как-то не доходило, никто за проект не брался... Тогда, в августе, мы обменялись с Рустамом рукопожатиями, я передал ему целую кипу книг и альбомов о Северодвинске – наш город как раз тогда отмечал 65-летие.
Оказалось, что такое строительство – не отдаленное будущее, а очень близкая реальность. На днях распоряжением губернатора Архангельской области Анатолия Ефремова сформирована Межведомственная комиссия по выбору земельного участка для проектирования и строительства морского перевалочного комплекса нефтепродуктов ЗАО “ТатНефть-Архангельск” в Северодвинске. По результатам работы комиссии “ТатНефти” будет дано “добро” на проектирование и строительство. По имеющейся информации, один из предполагаемых вариантов выбора участка для будущего строительства – южная оконечность острова Ягры, по соседству со “Звездочкой”, с выходом причалов будущего нефтекомплекса к акватории северодвинского порта. Ситуацию комментирует член комиссии, депутат областного собрания, председатель профкома “Звездочки” Михаил Гмырин.
-- По-моему, никто из здравомыслящих людей уже не сомневается, что такое предприятие в Северодвинске нужно. Это и рабочие места, и развитие инфраструктуры…
-- Добавлю – это еще и немалые поступления в городской и областной бюджет. Уже прозвучало, что через морской перевалочно-распределительный комплекс будет транспортироваться до трех миллионов нефтепродуктов в год. Сами понимаете – это еще и решение проблемы по запасам топлива для нашей ТЭЦ-2. Действительно, о необходимости такого строительства в Северодвинске говорилось давно. Но до конкретного дела дошло только сейчас. Нефтепродукты предполагается подвозить в Северодвинск по железной дороге и перегружать на морские суда. Архангельских порт для этого не совсем удобен и небезопасен – сложна проводка судов по дельте Северной Двины. Северодвинск в этом смысле гораздо удобнее.
-- Насколько мне известно, вы являетесь одним из членов Межведомственной комиссии по выбору участка для строительства. Кто еще туда входит?
-- В компетентности комиссии сомневаться, по-моему, не приходится. Ее председатель -- первый заместитель главы администрации области по управлению ресурсным и имущественным комплексом Александр Поликарпов, человек, известный своей принципиальностью и грамотностью. Секретарь комиссии – Вера Плакидина, главный специалист управления архитектуры и градостроительства области. Среди членов – заместитель губернатора по топливно-энергетическому комплексу Максим Шубцов, директор ЗАО “ТарНефть-Архангельск” Дмитрий Закатов, мэр Северодвинска Александр Беляев, гендиректор “Звездочки” Николай Калистратов, начальник главного управления природных ресурсов и охраны окружающей среды области Анатолий Миняев. Есть в составе комиссии экологи, военные, представители МЧС, МВД, железнодорожники, депутаты… В общем, сделано все, чтобы место для будущего строительства было выбрано с учетом мнений специалистов практически из всех сфер. В то же время если об экономических перспективах проекта, о его полезности и для города, и для области, говорить не приходится (они очевидны), то природоохранные аспекты придется, по-видимому, рассматривать очень подробно. Все-таки дело с нефтепродуктами придется иметь…
-- В августе мне пришлось посмотреть на обеспечение экологической безопасности на объектах “ТатНефти”, так сказать, “дома”, в самом Татарстане. Туда приезжают учиться специалисты со всего мира. Экология там на высоте… Где гарантии того, что в Северодвинске будут применены именно те самые, наиболее передовые природоохранные технологии?
-- Вот таким контролем мы и должны заняться вместе со специалистами-экологами, с депутатами, с общественностью. Гарантию экологической безопасности проекта должны обеспечить мы сами! В будущем проекте “ТатНефти” должны быть максимально открыты все пункты, касающиеся природоохраны. Мы, например, намерены пригласить к обсуждению проекта депутатов муниципального совета Северодвинска, в первую очередь ягринских. По моему мнению, должны поучаствовать и простые люди, общественные организации, даже школьники. На Яграх – уникальный бор, пляж, и вообще это уголок заповедный.Условие к “ТатНефти” одно – максимальная открытость экологических аспектов проекта.
-- Не получится так, как случилось в конце 80-х с проектом строительства атомной станции под Архангельском? Общественность зашумела, и проект умер…
-- В результате имеем то, что имеем – помните холодные зимы, отсутствие горячей воды, свистопляску с запасами топлива на наших “неатомных” ТЭЦ?.. Сейчас уже все, и в первую очередь экологи, понимают, что атомная станция была нужна области. Но… Полноценную атомную станцию типа Кольской уже просто не “потянуть”– строительство ее чрезвычайно дорого. И замечательно, что “ТатНефть” взялась-таки за реализацию своего проекта. Серьезность намерений вдохновляет. Помнится, проект строительства в Северодвинске плавучей атомной станции был открыт для ознакомления всем простым горожанам. В силах и депутатов, и общественности сделать так, чтобы проект был открыт для обсуждения. “Добро” на строительство может быть получено лишь после “утверждения” проекта экологической общественностью. Мы должны четко проконтролировать, чтобы “ТатНефть” применяла при строительстве те самые передовые экологические технологии. В этом и вижу гарантию безопасности окружающей среды Северодвинска.