Слово "экология" за последние годы стало модным. Его используют журналисты, политические деятели, на нем зарабатывают деньги и немалые в наработке имиджа. А постоянной заботы, как таковой практически нет. Наша экология, т.е. чистая природа, как я его понимаю, отступает перед невниманием к ней человека, а порою разумного сознательного уничтожения. Думает ли маленький гриб о судьбе всей грибницы, печется ли птенец о многообразии птичьей стаи, заботится ли малая икринка о поголовье рыбы? Конечно, нет. Так и растению не подвластна забота о произрастающих видах. Но человеку дан разум и совесть, чтобы он был в ответе за окружающую среду.
Тем не менее, находятся люди, которым "больше всех надо", они ведут неустанную борьбу с равнодушием людским и невежеством в их отношении к природе. В этом году в Санкт Петербурге прошел МЕДИАФОРУМ, где заявило о себе и начало работу девять гильдий. В том числе и гильдия журналистов экологов. Возглавляет ее Акритов Николай Елисеевич. Он является так же генеральным директором агенства РАСИ и пятый год проводит Всероссийский конкурс журналистов "Экология России". Попав в среду "неравнодушных коллег", где каждый пытался обозначить проблему своего региона, мы поначалу несколько растерялись. Мы и не знали, что в Байкале по-прежнему многие виды находятся на грани вымирания. Что Дальний восток, Камчатка, Сибирь ведет неустанную борьбу за сохранение редких видов зверей и птиц. Не знали мы и многое другое. Каждый на Форуме стал богаче ровно на столько, сколько получил полезной информации. Каждый привез сюда свою боль. Приз зрительских симпатий получили двое. Одним из них стал председатель жюри Акритов. Как выяснилось в последствии, это и был тот человек, которому "надо больше всех", больше всех тех, "кому больше всех надо". (Извиняюсь за каламбур.) Ему мы и задали несколько вопросов.
-Николай Елисеевич, сколько лет Вы в журналистике, и с чего началась Ваша журналистская деятельность?
-С 66-го года. Меня призвали в армию. И служил я в Кантемировской танковой дивизии. Водил машину и снимал одновременно фотографии. Потом меня забрали в редакцию газеты "Кантемировец", и к моим заботам прибавилась походная типография и офсетный набор. Позже работал в "Московском комсомольце" и учился на заочном на факультете журналистики.
-Почему Вы выбрали именно экологическое направление?
-Это случилось гораздо позже, когда я работал первым руководителем пресс-службы ФНПР. Тогда мы с Василием Ивановичем Романовым начали выпускать "Экохронику". Ежедневно четыре страницы текста, наполненные проблемами всех регионов России, мы рассылали по издательствам. Радиостанция Радио-Рокс назвала эти странички "страшилками".
-Как к этому относились?
-Сначала очень негативно. Отмахивались. Метерились. Просили: "Коля! Пожалей нашу факсовую бумагу!" ( Раньше она стоила очень дорого). На втором этапе нам говорили, ладно, давай, только не так часто. В конце концов, редактор газеты "Деловой мир" нам сказал: " Я тебе выделю полосу, только отстань со своей экологией!" Дальше все шло по — нарастающей. Родилась идея проведения "Дней защиты от экологической опасности". С апреля по июль проводились мероприятия с привлечением населения от школьников до директоров фирм и глав администраций. Нас заметили и в Совете Федерации. А в 95-м поздравил президент. Но этого было явно недостаточно. И, чтобы привлечь как можно больше журналистов — объявили первый конкурс.
-Сколько редакций приняло в нем участие?
-Сначала немного. 9 — 11. В следующем году в жюри конкурса представили работы уже 119 редакций газет, радио, и телевидения различных регионов страны.
-А какое количество работ поступило в этом году?
-Более трехсот журналистов представили шесть тысяч публикаций, радио- и телепередач, фоторепортажей. Конкурс в Питере напоминал грандиозное шоу. Казалось, что уже ничего не придумать лучше. Скрипки и флейты, цыгане и барды, жареные поросята и икра услаждали желудки и уши. Но не фонтаны Петергофа, пущенные специально для участников Форума и не салюты так тронули нас, а люди, одержимые идеей спасения человечества и забота о каждом участнике со стороны организаторов. Особенно порадовало всех, когда народному целителю, который высылает бесплатно всем желающим по стране семена лекарственных растений и цветов, учредители конкурса подарили велосипед, о котором тот как-то заикнулся в письме к друзьям. У целителя блестели глаза от радости, он растерялся... Мы подумали тогда, что человек, на котором держится гильдия, имеет тонкую чистую душу, "Экологически-чистую душу", раз она притягивает к себе такое количество добрых и светлых людей. И следующий вопрос возник непроизвольно:
-Где проходило Ваше детство?
-В степи между Донецком и Мареуполем. Когда-то Сталин издал постановление, рассекать степи лесопосадками. Такие лесопосадки были пристанищем детворы. В них можно было спрятаться и поиграть. В голодные годы мы выкапывали земляные орехи, ловили рыбу, шастали по огородам...
-Что больше всего потрясло Вас в жизни?
-Встреча с морем. Нас мальцов из степи привезли на пляж. И мы высыпали из кузова, как горох из мешка. Нас трудно было собрать. С тех пор море — всегда восторг, радость. А проблемы нашего побережья вызывают особую тревогу...
В этих коротких скупых ответах обозначались вехи жизни удивительной, неугомонной, деятельной. К сказанному надо добавить еще, что кроме конкурса каждый год проходят марафоны. Конкретно, в 2000 м проведен межрегиональный журналистский марафон "России — устойчивое развитие" по маршруту: Москва — Абакан — Казань — Смоленск — Суздаль — Красноармейск — Москва. В ходе марафона были организованы семинары для местных журналистов, пишущих на экологические темы, и тех, кто решил посвятить себя этой серьезной тематике. Главной темой семинаров было "устойчивое развитие России и конкретного региона в национальном и международном масштабах во всех сферах жизни человека — экономической, социальной, экологической". Наш последний вопрос был связан с результатами организации гильдии экожурналистов и вступлении ее в МЕДИАСОЮЗ. На Форуме в Петербурге мы обсудили принципы, по которым станем строить свою дальнейшую работу. Это объединение журналистов, работающих в специализированных "зеленых" и в общественно-политических изданиях, повышение уровня их экологического образования, чтобы иметь возможность воспитывать экологическое сознание общества. А когда обучимся, объединим вокруг себя людей, сможем проводить независимую экологическую экспертизу — будем находить выходы из сложных положений, подсказывать их производственникам и чиновникам, то есть реально влиять на экологическую ситуацию в селе, городе, в стране.
Светлана Савицкая, специально для рубрики "Экология" "ПРАВДЫ.Ру"