Экологическая командировка от "ПРАВДЫ.Ру", или Почему Поморье не Кувейт?

И действительно – почему? Вопрос, заданный самому себе, был не столько глупым, сколько риторическим. Ведь все есть у нас на Севере – и нефть, и алмазы, и лес. И руки-мозги тоже в наличии. Гляньте, какие уникальные подлодки строим. Что ж живем-то так, не по-кувейтски? А вопрошал я себя таким образом в поезде, когда возвращался из командировки "ПРАВДЫ.Ру" в “российскую Швейцарию”, коей почему-то так и тянуло назвать республику Татарстан. Попался в вагоне бестселлер Андрея Паршева “Почему Россия не Америка?”, вот и возникла аналогия насчет Поморья-Кувейта…

Северодвинск-“Казань”…
Дело вот в чем: стал я несколько месяцев назад лауреатом национального конкурса “Экология России-2002. Из века в век”. А лауреатов возьми да пригласи на такой вот эко-журналистский симпозиум правительство Татарстана. Вез я в Казань целую сумку альбомов, календариков, журналов, книжек о Северодвинске и о Русском Севере в целом – эдакий “презентационный” груз. Помогла с поездкой и мэрия Северодвинска. Только что нашему городу 65 лет исполнилось, хотелось не только людей посмотреть, но и себя показать. На ассамблею собралось около сотни эко-журналистов со всей России. И вот что выяснилось: когда произносишь “Северодвинск”, у всех иногородних почему-то тут же вырывается: “А, это где “Курск” строили…” Когда встречались с руководством республики Татарстан, вручал я фотоальбомы о Северодвинске. Руководитель аппарата правительства республики Ильдар Фаттахов бурно отреагировал на сообщение, что именно у нас стоит АПЛ “Казань”, над которой татарская столица шефствует. “Да, конечно, знаем! Были не раз, в гостях у себя экипаж только что принимали! Ну, как там наши подводники?..” Вот такая реакция. Подумалось, что именно атомный флот – и есть визитная карточка нашего города. Как ни крути, все равно на подлодки разговор сведется.

Интернациональный национализм
Об экологии Татарстана потом, когда-нибудь. Просто все в порядке там с экологией. А когда все в порядке – вроде и не о чем откровенничать. Сначала о “забойном” татарском национализме и сепаратизме. Это единственное, чего я в Татарстане так и не увидел. Хотя очень старался. Ну нету там этого, и все тут. На территории казанского Кремля рядышком мечеть и православный храм. Напротив – шикарный ресторан в виде гранитной пирамиды, как с долларовой бумажки, с глазом посередине, масонский символ. Картинка: из мечети выходит старичок, надевает “западническую” бейсболку, украдкой смотрит на православную церковь и… крестится. На всякий случай, наверное. Когда рассказывал об этом нашим местным, северодвинским татарам (а у нас татарская диаспора довольно велика), мои знакомые смеялись: а что, так и надо. Бог все равно един, только все религии его с разных сторон изучают. Экзотическое гостеприимство: во время поездок по Татарстану участников экологической ассамблеи всегда встречали по две девушки: одна в русском костюме с хлебом-солью, другая – в татарском с вкуснейшим “чак-чаком”. Патриарх башкирской журналистики Марсель Кутлугаллямов, который жил со мной в одном номере, на мое удивление отреагировал своим удивлением: “А что, на Севере разве не так? Я думал, у вас гостей тоже по двое встречают. Одна девушка – в русском костюме с хлебом. А другая – в поморском с треской. Ну или с бревном. Что у вас там символ местности? У нас же страна особая – Россия!”

“Большой отец”
Чтобы не расстраивать читателя, опущу официальную статистику. Уровень жизни, средняя зарплата, социальные блага и прочее. Неофициально: хорошо живут! Когда, например, наш “экологический” автобус подъезжал к Альметьевску, столице “Татнефти”, думалось, что в богатый Кувейт прибываем. “Небоскребы”, фешенебельные замки, фонтаны, чистота. Виталий Липик, интернетчик из Беларуси, объяснил: “Тата” – по нашему “отец”. “Татнефть” – “Отец-нефть”. А отец должен семью кормить!” С руководителем пресс-службы “Татнефти” Рустамом Рафиковым сфотографировались на фоне служебного микроавтобуса: в руках он держит “презентационный комплект”: альбом “Северодвинск”, несколько экземпляров “Северодвинских вестей”, фотографии АПЛ “Казань”. Во время рукопожатия Рустам как раз произнес: “Наши регионы дружат экономически, политически и так далее. Давайте дружить творчески. То есть прессой!” Надеюсь, несколько экземпляров этого выпуска “Северодвинских вестей”, оправленные почтой в Татарстан, будут продолжением такой дружбы. Нюансик: автор известной всероссийской экологической программы “Живая вода” Вадим Пономарев из Самары и редактор хорошо известной в Северодвинске газеты “Экология и общество”, популяризатор эко-философской концепции “Мертвая вода” Сергей Лисовский совершенно одинаково, весьма доходчиво объяснили мне, почему в республике “Татнефть” – воистину “Большой отец”. Компания сосет нефть из недр и делится с народом. А у нас, на Севере, нефть сосут все, кто дорвался. Но только с народом не делятся…

А дома лучше!
Уже перед отъездом из Татарстана подошел ко мне сотрудник мэрии Казани Рустам Халилов. “Это ты из Северодвинска? Я у вас был, уютный город. Мы у себя потом многое на вооружение взяли. В первую очередь – ваш опыт, как блюсти чистоту городских улиц. Молодцы!” При подходе поезда к Северу вопрос “Почему?” как-то сам собой рассосался. А ведь у нас тоже здорово! Точнее – дома все равно лучше. Откровение известное: “Где родился, там и пригодился”. И тем, кто приезжает в наш Северодвинск “извне”, наш город нравится точно так же, как мне понравился Татарстан.

Андрей Михайлов,  руководитель Поморского корпункта "ПРАВДЫ.Ру"

Обсудить