На собственной шкуре придется убедиться 3 сентября депутатам Госсовета РТ в справедливости слов министра иностранных дел при Наполеоне Шарля Мориса Талейрана, который еще двести лет назад утверждал, что конституции должны быть краткими и неясными.
Вредна, вредна конституциям конкретика. Зачем надо было нашим народным избранникам, дружно принимавшим в апреле прошлого года новую редакцию Основного закона, ограничивать число депутатов будущего парламента? Посчитали, что пятидесяти человек для обеспечения непрерывности законотворческого процесса в республике будет достаточно. Наивные... Не прошло и полутора лет, как суровые законы политической целесообразности вновь заставили их взяться за ластик и перо. 3 сентября на сессию Госсовета выносятся поправки в Конституцию Татарстана, согласно которым в парламенте следующего созыва будет заседать не 50, а 100 человек. А нам предстоит услышать увлекательное повествование — официальную версию, зачем властям Татарстана понадобилось удваивать депутатский корпус, пишет "Вечерняя Казань".
Вероятно, объяснять будут тем, что в такой экономически развитой и политически продвинутой республике пятьдесят человек не в состоянии в полной мере отразить волю (или защитить интересы) "всего многонационального народа Татарстана". Что же увлекательного в этих дежурных чиновничьих заклинаниях, спросит наш читатель. А то, что к истинным причинам правки Конституции подобные объяснения никакого отношения иметь не будут. Хватает же, например, Законодательному собранию соседней Самарской области тридцати народных депутатов. Опять же, бюджетная экономия.
Впрочем, не исключено, что решение об увеличении числа депутатов созрело у властей Татарстана как раз на основе имеющегося опыта той же Самарской области. Дело в арифметике. Чем меньше депутатов на душу населения, тем выше их политический статус. Чем сложнее пробиться в местный парламент, тем выше у народных избранников претензии. В Самаре эти самые претензии привели к постоянным конфликтам Законодательного собрания и губернатора: к определенному балансу между законодательной и исполнительной ветвями власти, читай — к ограничению власти губернатора.
Помимо правки Конституции 3 сентября на суд республиканского парламента будет вынесен законопроект о выборах народных депутатов Госсовета РТ. Похоже, власти республики окончательно определились с конфигурацией нового парламента и сроками выборов в него. В частности, отказались от идеи двухпалатного парламента. Это удивительно, поскольку формирование верхней палаты из представителей районов гарантировало бы политическое преобладание титульной нации в республиканском парламенте. К чему, собственно, и сводилась "большая" политика властей Татарстана на протяжении последних 13 лет. Что касается сроков выборов, то здесь ничего неожиданного нет.
Как предсказывала "ВК", их планируют совместить с выборами президента России в марте 2004 года. Федеральные власти в это время будут слишком заняты, чтобы активно вмешиваться в предвыборную кампанию внутри республики. А значит, не смогут помешать президенту Татарстана сформировать лояльный парламент.