Служа Отечеству...

На вопросы корреспондента ПРАВДЫ.Ру отвечает Герой России, полковник ВВС, член Комитета по обороне Государственной думы Евгений Зеленов.

Много лет мы наблюдаем парадокс и не можем найти ответа на вопрос: как после Великой Отечественной войны несчастная, разграбленная страна смогла создать великую армию и почему вроде бы в мирное время армия, которая наводила страх и ужас, стала нищей и оборванной. И главное, есть ли шанс вернуть Российской армии былое могущество.

- Евгений Алексеевич, в чем причина того, что армия доведена до столь плачевного состояния? Даже в горячих точках (Чечня, Абхазия), при наличии неких льгот и дополнительных выплат солдаты влачат жалкое существование.
- Либеральный курс, который был при Ельцине, привел армию к такому состояние. Это первое. И второе — это либеральный курс нашей экономики. Сейчас она в плачевном состоянии, и те небольшие позитивные моменты в экономике, которые мы наблюдаем, не играют существенной роли в становлении и восстановлении армии.

Армию, как и любой другой организм, легко уничтожить, а воссоздать намного сложнее. Вы говорите, что после Великой Отечественной войны ВВС были очень сильными. Во многом тут надо отдать должное терпению нашего народа, который был готов затянуть пояса (хотя уже дальше и некуда было) для того, чтобы помочь обезопасить свою страну от врагов. Было очень трудно, но люди хорошо помнили, что такое враг и как важно защищаться от врага. Это был один из приоритетов.

В настоящее время наш враг — бюджет, который каждый год распределяется в Государственной Думе. Он не так велик и не так-то просто его максимально эффективно поделить между всеми институтами государства. Возьмем, к примеру, социальную политику. Столько проблем, что не поймешь, как "из одной шкурки сшить восемь шапок". Вот и приходится решать дилемму: куда больше отдать средств, а кого обделить. Когда нет средств, то и о реформах говорить не приходится, их попросту нельзя провести.

Неудивительно, что из бюджета на реформу армии выделяются очень ограниченные средства. Например, в 1997 году на оборону было выделено более 5% от ВВП. Сейчас выделяется только 2,6%. То есть почти в два раза меньше. Почему это происходит? Считается, что у нас нет реального противника, нет внешней угрозы и потому к вопросу безопасности государства и отношение, можно сказать, халатное. Однако ни депутаты, которые "распиливают" бюджет, ни правительство, кажется, не понимают, что то, что мы наблюдаем — это не затишье, а некая имитация затишья и сейчас вопрос национальной безопасности стоит очень остро.

Куда уж далеко ходить за примерами. Мир на пороге очередной войны. Сейчас, кажется, все понимают, что США ведут свою внешнюю политику, как хотят, не считаясь ни с другими странами, ни с авторитетными международными организациями. Сейчас они, вопреки всем, кажется, уже приняли решение нанести удар по Ираку. Ирак не в состоянии противодействовать США. Другие страны не в состоянии США остановить.

Кто сказал, что гипотетически подобная ситуация не может произойти с Россией? Это очевидно, что сейчас вопрос национальной безопасности стоит очень серьезно и мы должны использовать все ресурсы, чтобы поднять мощь нашей армии.

В бюджете этого года выделено 344 миллиарда рублей на национальную оборону. Это 4,7% от расходной части бюджета. Много это или мало?
Конечно, мало. С такими цифрами мы никогда не возродим армию.

Это один вопрос. Кроме того, мы должны честно сформулировать для нашей страны военную доктрину, сейчас она довольно расплывчатая. В настоящее время мы должны быть готовы к ведению двух локальных войн и не более, соразмерно целям в бюджете и выделяются средства на оборону. Но даже при такой постановке вопроса этих средств недостаточно. Мы с трудом обеспечиваем боевые действия в Чечне.

- Сколько уходит на эти цели?
- Это закрытая часть бюджета, мы не можем ее обнародовать. Кстати, в то же время США четко прописывают, сколько они тратят на боевые действия разных странах, есть открытая информация по затратам на Афганистане, сколько уже ушло на Ирак. И все это видит население, налогоплательщики.

Что касается проведения реформы в армии, мы говорим о намерении перевести армию на контрактную основу. Для этого необходимы огромные средства. Я считаю главным — оснащение армии вооружением и боевой техникой. У нас сейчас этот вопрос не решается.
В распоряжение Вооруженных Сил поступают разве что единичные экземпляры техники, а в основном мы поддерживаем существующую технику ремонтом.

Жизнь идет вперед. Сейчас уже есть опытные образцы вооружения пятого поколения, но средств выделяется крайне мало на то, чтобы их доработать и проводить испытания. Если мы и в дальнейшем с той же "интенсивностью", что и сейчас, будем финансировать Вооруженные Силы и особенно производство оружия, то к 2006 году ВВС как системы уже не будет, как не будет и флота, способного решать оперативно-стратегические задачи.

- Что делать, чтобы этого не допустить?
- Безусловно, обеспечить бюджетное финансирование хотя бы для того, чтобы сохранить функциональной действующую армию. Сейчас к бюджету требуется еще 19 млрд. рублей. Этих денег нет. Следовательно, не будет закуплено техники. Единственное, что мы могли добиться в прошлом году — это полностью профинансировать увеличение на 11 процентов денежного содержания военнослужащих, в связи с увеличением с 1 июля прошлого года и 1 января нынешнего года.

Однако, в связи с ростом цен на коммунальные услуги, на энергоносители, это увеличение к концу следующего года ничего не будет значить. А сейчас замахиваются на такие льготы, как бесплатный проезд военнослужащих. Это, на мой взгляд, в корне неверно, их социальное положение и без того плачевно... Причем, это относится к военнослужащим всех уровней.

В качестве примера могу привести то, что месячный оклад по воинскому званию Маршала Российской Федерации, на основании указа Президента РФ от 27 декабря 2002 года определен в размере 1700 рублей. Напоминаю, речь идет о звании маршала, у нас на данный момент есть только один маршал РФ. Ни в одной стране такого низкого денежного содержания для такого высокого уровня военачальников быть просто не может. Что говорить об остальных военнослужащих...

Что касается новой техники, вооружения. Все силы направлены на то, чтобы сохранить научно-технический потенциал нашей армии. КБ еще сохранились, еще держатся. Есть опытные образцы, но эта работа до такой степени мала, что в обозримом будущем я не вижу предпосылок для кардинальных изменений в оснащении армии боевым вооружением, техникой.

К примеру, бюджет этого года не позволил нам выделить дополнительные средства на ГСМ, не достает 20,2 миллиарда рублей. Что это значит? Что не может вестись боевая подготовка в полном объеме. Это нужно чтобы летали самолеты, ходили в походы корабли, проводились учения на полигонах. К примеру, летчик должен налетать в год порядка 70-100 часов, однако с "предусмотренным бюджетом" количеством керосина он может налетать 25-30 часов. Откуда взяться боевой подготовке? Водитель боевой машины должен пройти 450 километров в год на полигонах, однако ему выделены средства на ГСМ, которые позволяют пройти только 50 километров. Вот и вся боевая подготовка.

Но военный человек идет в армию, чтобы заниматься военным делом: летать, водить технику, стрелять, ходить в походы. Он этим не занимается, ну может быть одну четвертую часть времени. Какие мысли могут быть у человека, который работает два часа вместо восьми? Какой он найдет ответ на вопрос, для чего он нужен армии? Особенно, если опять же вспомнить про его социальное положение. Самый больной вопрос — жилье. 160 тысяч офицеров сейчас находятся без жилья. И что мы видим, как переход на контрактную основу позволяет решить эту проблему?

Возьмем эксперимент по переводу на контрактную основу 76-й воздушно-десантной дивизии в Пскове. Сейчас мы уже видим, реформа тормозится. Рассчитывали доложить президенту о том, что дивизия будет переведена на контрактную основу, однако пока не получается перевести всю дивизию. Куда бросили средства контрактников? На строительство жилья. Зачем? Во всем мире, если ты идешь на контрактую службу, младшее офицерское звено живет в казармах, если неженаты, а если женаты — снимают жилье.

Почему бы не повысить денежное содержание военным контрактникам с таким расчетом, чтобы они могли снять жилье. Это выгоднее государству и это дешевле обходится. Например, чтобы снять жилье в Пскове, нужно 1-1,5 рублей. Добавьте эти деньги на содержание офицера. Это дешевле, чем строить жилье контрактнику, который еще не знает, отслужит он пять лет, а потом останется или нет.

К сожалению, очень нерационально мы используем даже те средства, которые направлены на реформу армии. В прошлом году на военную реформу было выделено 16,5 миллиардов, то в этом 14,06 миллиардов рублей и 21% из этих средств на строительство жилья.

Я сам прослужил долго и платил за проезд, за коммунальные услуги. Но я получал достойное содержание, чтобы обеспечить себя и свою семью. Не богато, но вполне достойно.

Сейчас денежное содержание не позволяет этого сделать. Индексация денежного содержания будет в октябре этого года. Этого недостаточно.

Представьте, что бюджетом не предусмотрена новая форма одежды, только камуфляж. Да он очень удобен, но мы же теряем престиж. Я помню, когда я был лейтенантом и сделал себе парадную форму. Я шел по улице и гордился тем, что я офицер Советской Армии. Сейчас вы много видите людей в парадной форме? Ее просто нет, чтобы одеть. Это не столько материальный, сколько моральный стимул для военного человека. А у нас получается, то ли он охранник в какой-то частной фирме, то ли человек, который прошел все войны. Не видят на его груди орденских планок, нет у него парадного кителя, фуражки. Нет и военной выправки.

Военная форма — это конечно, не самое главное. Однако мы должны все аспекты, все атрибуты, которые существуют в армии, безусловно, возносить, поднимать.

- А кто определяет?
- Правительство, бюджет. Мы в Государственной Думе много вносим поправок, чтобы хоть как-то покрыть потребности армии за счет бюджета. Кое-что удалось. Мы прекрасно понимаем, что нужны средства и для образования, здравоохранения, социальных вопросов. Мы должны определять приоритеты. Я вижу, что приоритет национальной безопасности стоит очень остро в настоящее время, потому что некоторые государства принимают самостоятельные решения именно в военной области. Кто сказал, что и к нам это не может быть обращено?

- Что вы имеете в виду?
- Даже не боевые действия, которые США хотят развязать на Ближнем Востоке. Я думаю, что мы выскажемся категорически против боевых действий. Это уже конфликт с США. Или если, например, встает вопрос по той же Армении, которая наш соратник в Договоре околлективной безопасности, мы не должны отстраняться, как поступили в свое время с Югославией.
Нельзя нашему государству прятаться в нишу. Мы рискуем потерять всех союзников, которые у нас есть.

Кроме того, у нас есть и свои проблемы. Возьмем Дальний Восток. Сейчас с Китаем у нас нормальные отношения. Но не секрет, что сейчас очень активно идет процесс заселения Дальнего Востока китайцами. Пройдет 10-15-20 лет и гипотетически в этом регионе может любая ситуация развернуться. Гипотетически. Я не хочу ничего утверждать определенно. Однако в любом государстве должны предусматриваться любые гипотетические ситуации и под них должна закладываться основа для сохранения национальной безопасности. А для этого государство должно иметь боеспособную армию, которая не только способна, как сейчас, вести две локальные войны, но армию, которая должна защищать свое государство от внешнего врага.

О том же самом читайте на английской версии ПРАВДЫ.Ру: https://english.pravda.ru/news/russia/21404-n/

Обсудить