Дальневосточный леопард — это наше все... что осталось. Каких-нибудь два-три десятка особей. Поэтому нет надобности объяснять, насколько важно для престижа Приморья сохранить эту самую редкую в мире дикую кошку. А ведь еще в начале прошлого века леопарды заселяли обширную территорию, включающую северо-восточный Китай, Корейский полуостров и частично Дальний Восток России. Но за последние сто лет численность и ареал обитания этого пятнистого хищника так сократились, что достигли в наши дни критической отметки. Лишь несколько дальневосточных леопардов обитают сейчас на небольшой части юго-западного Приморья и в приграничных районах Китая. Такое бедственное положение этой грациозной кошки обусловлено в первую очередь браконьерством. Именно поэтому природоохранные и правоохранительные органы перетряхнули целую деревню на Хасанщине и последнюю точку в этой операции поставили только в начале февраля.
ШКУРНЫЙ ВОПРОС
Эта история началась еще 2 августа прошлого года. Руководителем Хасанской группы специнспекции "Тигр" Министерства природных ресурсов России Андреем Юрченко была получена информация о том, что в селе Филипповка некто Арестов имеет на руках и не прочь продать шкуру дальневосточного леопарда, убитого им зимой во время браконьерской охоты на территории заказника "Барсовый". Учитывая, что деревня невелика и все друг друга знают, Юрченко решил выявить всех потенциальных охотников, которые могли быть соучастниками убийства уникального зверя.
Со 2 по 7 августа такая информация была собрана. Начиная с 8 августа совместно с сотрудниками ФСБ было предпринято восемь попыток вхождения в контакт с Арестовым для того, чтобы под коммерческим прикрытием произвести "покупку" шкуры. И вот 24 августа договоренность о сделке была достигнута. Однако шкуру убитого леопарда продавал по просьбе Арестова его знакомый Петров. Понятно, что шкура была благополучно изъята. При ее осмотре было обнаружено отверстие, очень похожее на пулевое. Поэтому 27 августа один из сотрудников Хасанской группы специнспекции "Тигр" подал заявление в Хасанский РОВД для возбуждения уголовного дела по факту гибели дальневосточного леопарда.
5 сентября дело было возбуждено, а затем до самого конца ноября производились различные следственные действия, включая экспертизу шкуры. Кстати сказать, не было достоверно установлено, что отверстие на шкуре является пулевым. Вместе с тем следственные материалы позволяли предположить причастность некоторых жителей села Филипповка к убийству леопарда.
ПУСКАЯ ШМОНАЮТ ОПЕРА...
"Зачистка" деревни началась 12 ноября. В операции приняли участие сотрудники отдела милиции поселка Барабаш, инспектора Хасанской группы специнспекции "Тигр", группы "Леопард" Примкрайохотуправления и представители Барабашского лесхоза. В рамках уголовного дела и с санкции прокуратуры Хасанского района были проведены обыски в восьми домах. В семи из них были изъяты четыре единицы гладкоствольного охотничьего оружия, листья и корни женьшеня и лианы керказона, занесенные в Красную книгу, а также мясо диких животных, сушеные лягушки, холодное оружие и наркотические средства.
В результате было составлено четыре административных протокола, наложены и взысканы четыре штрафа по 1000 рублей каждый, а также возбуждены еще два уголовных дела в отношении жителей Филипповки Яценко и Субботина. Даже после показаний Петрова, который, напомним, пытался продать шкуру, и заключения экспертизы Арестов не подлежал уголовному преследованию, поскольку доказать факт его причастности к убийству леопарда милиция не смогла. Но в ходе обыска у него были изъяты незарегистрированное охотничье ружье и вкладыш к нему для стрельбы нарезным патроном. Таким образом, дело в отношении Арестова было переквалифицировано с одной статьи на другую.
25 декабря в Хасанском районном суде оно было рассмотрено. За незаконное хранение оружия Арестов получил наказание в виде лишения свободы на срок два года условно с испытательным сроком на один год. Такое же наказание постигло Яценко. И, наконец, дело Субботина было рассмотрено совсем недавно — 3 февраля. Он получил по той же статье 222 (часть 1) два с половиной года лишения свободы условно с отсрочкой приговора на два года.
ЖИВАЯ МИШЕНЬ
Что же служит основными причинами браконьерского отстрела леопарда? Во-первых, шкуру краснокнижного животного можно выгодно продать. Во-вторых, во время охоты на копытных леопард составляет конкуренцию людям. И, в-третьих, редкий зверь идет на конфликт с человеком, когда таскает со двора домашний скот и собак. Порою, чтобы поймать леопарда, в арсенале браконьеров имеются не только ружья и карабины, но и петли с ловушками. Иногда отстрел леопарда может быть случайным.
Например, если во время охоты собаки вдруг загоняют зверя на дерево и он представляет собой очень легкую мишень. Охотник понимает, что перед ним редкое животное, но взыгравшая алчность или глупый кураж заставляют стрелять. В последний год проявилась и новая опасная тенденция специализированной охоты на леопарда по заказам китайцев. Это сразу же привело к отстрелу не менее трех особей в заказнике "Барсовый". По разным оценкам, в прошлом году от рук браконьеров погибло около пяти дальневосточных леопардов, что составляет примерно 15 процентов всей популяции. Продолжается незаконная охота на уникального зверя и в самом Китае. Что касается конфликтных ситуаций между человеком и леопардом, то они чаще всего возникают в оленепарках, которыми весьма богат юг Приморья, и в частности Хасанский район. Для леопардов оленники представляют собой практически идеальные места охоты, поскольку там плотность копытных гораздо выше, чем в соседних лесах. Поэтому краснокнижных хищников так привлекают места оленьих выпасов.
ЛЕОПАРДА СПАСЕТ ПРОСВЕЩЕНИЕ?
Эффективной борьбе с браконьерством мешает несовершенство законодательной базы. Наказания за нелегальное владение оружием, незаконные отстрел и торговлю животными и их дериватами минимальны. Иногда браконьеры частично или полностью уходят от ответственности. В случае с "зачисткой" Филипповки виновные все-таки были наказаны. Конечно, можно посетовать на массовую безработицу во многих районах Приморья, которая вынуждает местных жителей заниматься браконьерством, но факт остается фактом — дальневосточных леопардов с каждым годом становится все меньше и меньше... Недавно представители общественных природоохранных организаций — Всемирного фонда дикой природы (WWF), Общества сохранения диких животных (WCS), фондов "Феникс" и "Тигрис" (Tigris Foundation) создали международную рабочую группу по сохранению дальневосточного леопарда. Были выработаны цели и задачи.
Экологи считают, что в Приморье нужно срочно принимать специальную программу по сохранению дальневосточного леопарда и амурского тигра. В ней помимо активной борьбы с браконьерством нужно предусмотреть мероприятия по профилактике правонарушений, по просвещению местного населения, проведению специальных уроков в школах края. Кроме того, необходимо широкое использование изображений тигра и леопарда как символов Приморья в средствах массовой информации и наружной рекламе для привлечения внимания к судьбе редких хищников, которые находятся на краю гибели.
PS. В начале февраля начался фронтальный учет дальневосточных леопардов на юго-западе Приморья. Он будет охватывать Хасанский, Надеждинский и Уссурийский районы. В течение месяца специалисты тремя группами будут двигаться по определенным маршрутам, отмечая на карте каждый встреченный след леопарда. Одновременно с этим будет проводиться учет с применением фотоловушек. В марте станет известно, сколько еще леопардов избежало браконьерской пули. Но уже сейчас можно с уверенностью сказать, что данные учета будут удручающими...
Александр Алексеев, "Владивосток"