Пора реанимировать Буран?

Идея развития многоразовых космических кораблей, выводящихся на орбиту с самолета-носителя, получила развитие в Российской Инженерной Академии. Подобные космические носители в будущем эффективно послужат для доставки на орбиту и с орбиты полезного груза, а также для перевозки пассажиров.

Недостатком современных многоразовых носителей типа Шатла и Бурана является их колоссальная дороговизна. Ученые все больше и больше склоняются к мысли о необходимости выведения полезного груза с самолетов, особенно в связи с уже второй аварией (после “Челленджера”) американского челнока “Колумбия” и признанием бесперспективности развития аппаратов на ракетных носителях, которые конструктивно почти не изменились с 60-ых годов.

Однако, все предлагаемые до сегодняшнего дня конструкции орбитальных самолетов не обладали такими качествами, которые бы в большей мере превосходили существующие челноки и ракеты по надежности и эффективности.

В Российской Инженерной Академии решили пойти по пути исследований в этом направлении и в итоге удалось разработать такую конструкцию орбитального самолета, который надежен в эксплуатации, обладает высокими аэродинамическими характеристиками. Эта конструкция обеспечивает многократное применение всех узлов и агрегатов, характеризуется небольшими габаритами и массой, сохраняет практически неизменное положение центра масс в процессе работы, а также содержит минимальное количество конструктивных элементов.

За основу в конструкции орбитального самолета приняты баки для кислорода, на которых монтируются остальные элементы конструкции самолета: бак для водорода, отсек для полезного груза, двигательная установка, крылья, хвостовое оперение и кабина (если орбитальный самолет используют в пилотируемом режиме).

Два кислородных бака самолета имеют цилиндрическую форму и расположены боковыми поверхностями друг к другу и скреплены друг с другом, а крылья смонтированы на боковой поверхности баков. Причем водородный бак пристыкован к передним торцам кислородных баков, а пристыковочный диаметр водородного бака больше, чем диаметры кислородных баков. Водородный бак пристыкован к торцам последних со смещением вверх для образования выступа, за которым сверху на боковых поверхностях кислородных баков, установленных в одной горизонтали. В самолете предусмотрен большой отсек для полезного груза, двигательная установка размещена в хвостовом отсеке, смонтированном на задних торцах кислородных баков. Хвостовое оперение аппарата имеет два киля, каждый из которых размещен на хвостовом отсеке, закрепленном на задних торцах кислородных баков.

В итоге, такая конструкция позволяет снизить количество эксплуатационных разъемов, исключить разовые детали из конструкции, улучшить конфигурацию орбитального самолета, что снижает аэродинамические потери и увеличивает выводимую массу. Помимо этого, благодаря смещению положения центра тяжести орбитального самолета в зону кислородных баков, удалось получить постоянство центровки орбитального самолета на всех режимах полета. А конфигурация орбитального самолета в плане и наличие стреловидных крыльев позволяет обеспечить расположение точки приложения всех аэродинамических сил оптимальным образом, что обеспечивает хорошую управляемость и балансировку и обеспечивает отделение от самолета-носителя без запуска двигательной установки, а это позволяет исключить вероятность повреждения самолета-носителя, а также позволяет выполнять масштабирование конструкции для самолетов-носителей различной грузоподъемности.

Все узлы и агрегаты орбитального самолета являются ноу-хау конструкторов и держатся в секрете.

Для запуска орбитального самолета предусматривается использовать самолет-носитель типа АН-225. При выходе самолета-носителя на расчетную орбиту осуществляют расстыковку орбитального самолета и самолета-носителя, и последний уже самостоятельно выходит на заданную орбиту.

По расчетам конструкторов, подобная машина будет на порядок безопаснее и дешевле, чем многоразовый челнок на ракетном носители, а объем полезного груза, выводимого на орбиту будет почти таким же.

SciTecLibrary

Автор Инна Новикова
Инна Новикова - с 2000 года - генеральный директор, главный редактор интернет-медиахолдинга "Правда.Ру". *
Обсудить